Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым.
— Есть в церковной среде такое расхожее мнение, что пассия — это «католическая» служба, и для православного круга богослужений она чужеродна. Есть ли у него основания?
— Слово «пассия» действительно латинского происхождения, оно означает «страдание», а по-церковнославянски — «страсть». Также верно, что службы, называемые пассиями, служатся в католических храмах. Но обычай читать Евангелие о страданиях Господа зародился в христианской Церкви еще в IV веке, задолго до разделения. Изначально это было чтение Евангелия в лицах, по образу древнегреческих трагедий, не предназначавшееся для богослужения. В православном чинопоследовании такой элемент театрализации тоже присутствует. Например, в Чине умовения ног, который совершается архиереем в Великий Четверг после Литургии, евангельский текст читает протодиакон, а диалог Спасителя и апостола Петра, соответственно, архиерей и священник. Такой образ чтения Евангелия в Западной Церкви утвердился в богослужении Великой Пятницы, когда один раз в году не совершается Литургия. После чтения Евангелия была проповедь. Со временем чтение стала сопровождать хоровая, а затем и органная музыка, композиторы писали сольные партии для Христа, Иуды, Пилата. Известнейшие произведения И. С. Баха «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» — это, собственно, пассии в видении композитора. Уставное православное богослужение знает утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий, которая носит название «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».
— Зачем тогда было что-то еще заимствовать?
— О заимствовании здесь речь все-таки не идет. Собственно от пассии как некоего театрализованного действа в нашем богослужении ничего нет. Разве что название, которое употребляется для великопостной воскресной вечерни с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и Евангелия.
На Руси понятие «пассия» было известно людям только там, где Православие и католицизм соседствовали — в юго-западных приграничных областях, теперь уже Украины. Хотя соседством это трудно назвать — скорее, борьбой. Пассию служили униаты — католики восточного обряда, с которыми православные жили бок о бок, да и сейчас живут. Некоторые элементы пассии стали проникать в православное богослужение. В XVII веке митрополит Киевский Петр (Могила) составил чин, входящий в состав малого повечерия, который можно назвать православной альтернативой пассии. Это было чтение Страстного Евангелия по одному из евангелистов, перед которым пелась стихира «Тебе одеющагося», взятая из богослужения Великой Пятницы, а после — стихира «Приидите, ублажим Иосифа», тоже из последования Великого Пятка. На каждой такой службе обязательно произносилась проповедь, потому что важно было преподать людям православное учение об искупительной жертве Спасителя.
Что же касается акафиста Страстям Христовым, это изначально униатский акафист, который в XIX веке переработал святитель Иннокентий Херсонский, и догматическая сторона была приведена в соответствие с православным вероучением.
Он же объединил акафист Страстям Христовым и чтение Страстного Евангелия в один чин. В Саратове при архиепископе Пимене (Хмелевском) служили великопостную воскресную вечерню еще без чтения акафиста Страстям Христовым, только с пением стихир и чтением Евангелия.
— А почему это акафист? Мы ведь в акафистах обычно поем многократно «радуйся», это легкий жанр, светлый, умилительный. А здесь — крест, точка наивысшего напряжения…
— Чем этот акафист действительно необычен, так это наличием поучительной составляющей. Обычно идет просто прославление святого или события, а здесь говорится не только о страданиях Иисуса Христа, но и о том, как мы должны их воспринять и как это восприятие должно отразиться на нас в духовном плане, что подготавливает нас к слушанию Евангелия. «Иисусе, по главе тростию ударенный, преклони во смирение главу мою;//Иисусе, светлая Твоя очеса кровию омраченная имевый, отврати очи моя, еже не видети суеты…» И здесь можно провести аналогию с Великим покаянным каноном Андрея Критского, где через образы из Священного Писания дается нам назидание, обращенное к нашей душе.
— Вы долгое время жили и служили в Почаеве. Есть ли различия в отношении к пассии там и в Саратове?
— Там это богослужение очень любят, но употребляют название «Акафист Страстям Христовым», чтобы не соблазнять православных и «не давать повода ищущим повода». Собственно, в таком же последовании совершается в воскресный вечер акафист у Стопы Божией Матери: стихира «Совет превечный», акафист, прокимен, Евангелие, проповедь, сугубая ектения, молитва. На акафист приходит много людей. Это альтернатива для православных христиан, дающая возможность благочестиво провести воскресный вечер в храме, а не у телевизора.
— Как сложилось современное музыкальное оформление пассии?
— Многие композиторы писали музыку на богослужебные тексты Страстной седмицы. Имена одних известны, другие пожелали остаться неизвестными, или авторство песнопений при каких-то обстоятельствах утеряно. Поэтому некоторые песнопения имеют надписание «неизвестного автора». Но все они старались выразить свое отношение к воспоминаемым событиям через музыку. Свою лепту внес и архимандрит Матфей (Мормыль), выдающийся регент ТроицеСергиевой Лавры. Он гармонизировал песнопения, входящие в этот чин, чтобы они представляли собой в музыкальном отношении единое целое. Стихиры в его обработке и в обработке диакона Сергия Трубачева «Днесь висит на древе», который тоже в Троице-Сергиевой Лавре подвизался, очень точно передают настрой этого богослужения. Н. Озеров украсил кондак акафиста Страстям Христовым соло. У нас в Саратове кроме стихир после чтения Евангелия поется еще тропарь Великого Пятка — «Искупил ны еси от клятвы законныя…», и в нем очень красивое соло.
— Говоря обо всем этом, мы подходим к вопросу: как вообще православный христианин должен сопереживать страданиям Христовым? Часто можно услышать, что относиться к ним нужно духовно, а не чувственно. Как это понять: человек не должен допускать эмоций, когда видит Христа распятого?
— Святыми отцами осуждается представление различных образов во время молитвы и искусственное возбуждение чувственности. Человека могут растрогать слова песнопений, на него может подействовать в целом окружающая обстановка, он может прослезиться, ему может стать Христа очень жалко. И что дальше? Вышли из храма и продолжаем распинать Христа своими грехами. Духовное переживание — это то, что приносит духовный плод, не дает творить греховные дела, изменяет наше отношение к Богу, к людям. Можно без каких-то особых эмоций отстоять всю службу, а потом выйти из храма — и всю жизнь свою изменить. И все потому, что ты понял главное — ради чего была эта Жертва.
— Можете рассказать о своих переживаниях, связанных с пассией?
— Мне нравится 15 антифон из последования утрени Великого Пятка, он потрясает своим содержанием, сопоставлением образов: «Днесь висит на Древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь…». Когда мучили и распинали Христа, Ангелы со страхом и трепетом закрывали свои лица от того безумия, которое совершали люди. И вот это очень важно осознать и задуматься: в насколько безумном состоянии бываем мы, когда согрешаем, и спешить к покаянию.
— Какие книги Вы могли бы порекомендовать тем, кто хочет глубже узнать о страданиях Христовых?
— Я бы порекомендовал, прежде всего, толкования святых отцов на Страстные Евангелия. Еще можно посоветовать поучения из Триоди Постной на дни Страстной седмицы. Они помогут правильно воспринять первоисточник.
Газета «Православная вера» № 07 (627)