Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / В чем особенность Евангелия от Матфея?

    В чем особенность Евангелия от Матфея?

    Это Святое Благовестие начинается с родословия Иисуса Христа и Его Рождества, а оканчивается описанием явлений Спасителя, а также повелением ученикам проповедовать всем народам мира Благую Весть.

    Яркая особенность Евангелия от Матфея – систематизация евангельского предания по темам. Апостол старается сгруппировать однородный материал: притчи Христа он помещает с притчами, чудеса – с чудесами, поучения – с поучениями. Можно сказать, что евангелист создает учебник для христиан, выступая в роли катехизатора и миссионера.

    Благовеститель распределяет поучения Спасителя на пять больших групп: Нагорная проповедь, наставления ученикам перед отправлением их на проповедь, притчи о Царстве Небесном, беседа о Церкви (кто меньший или больший в Царстве) и, наконец, большая беседа о конечных судьбах мира.

    Современные исследователи делят Евангелие от Матфея на пять частей, уподобляя его Пятикнижию Моисея. Как на горе Синай был дан ветхозаветный закон, изложенный пророком Моисеем, так через Господа нашего Иисуса Христа – нового Моисея, совершившего новый исход (из рабства греху и смерти), дан новый евангельский Закон. Так, первое Евангелие – это своеобразное Пятикнижие Нового Завета.

    Каждая часть начинается с описания определенных событий, а заканчивается большим поучением Спасителя, о чем было сказано выше. Интересно, что каждая из этих композиций завершается приблизительно одним и тем же выражением: «И когда Иисус окончил слова сии…»

    Для апостола Матфея важна тема Царства Небесного. Начало этому Царству полагает Сам Иисус Христос. Оно распространяется среди людей уже сейчас, но во всей полноте явится в жизни будущего века. В святоотеческих толкованиях тесным образом связываются Церковь Христова и Царство Небесное. Например, в притчах о горчичном зерне, о закваске толкователи часто видели образ возрастания Церкви на земле.

    12 апостолов, собранные вокруг Господа, становятся основанием нового Израиля – Церкви Христовой, наследницы ветхозаветных обетований. Евангелист подчеркивает неразрывность двух заветов – ветхозаветные пророчества исполняются в Новом Завете. Он приводит 61 цитату из Ветхого Завета, доказывая иудеям, что древние пророчества исполнились во Христе. Создается впечатление, что евангелист полемизирует с иудеями, отвечая на их обвинения в адрес Церкви, объясняя христианскую веру и современные ему обычаи.

    В первом Евангелии содержится больше всего поучений Спасителя, и оно чаще других цитируется церковными писателями первых веков. Параллельные рассказы канонических Евангелий многим знакомы в варианте апостола Матфея. Интересно, что только в этом Евангелии встречается слово Церковь.

    Евангелие от Матфея читается в храме на протяжении 17 седмиц – с понедельника после Пятидесятницы (Духова дня) и до пятницы, которая следует после праздника Воздвижения Креста Господня. В этот период оно читается в субботние и воскресные дни. Рядовые (будничные) чтения из этого Евангелия полагаются только в первые 11 седмиц. С 12-й в храме начинает читаться Евангелие от Марка.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 6 (566) 23 марта 2022 г.