Вторым в каноне книг Нового Завета помещено Евангелие от Марка. Древнейшее церковное предание связывает это сочинение с именем Иоанна-Марка, который не относился к числу 12 апостолов.
Вероятно, тот был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Марк был сыном Марии – состоятельной верующей, в доме которой проходили собрания иерусалимских христиан. Некоторые толкователи считали, что именно в этом доме Спаситель совершил Тайную Вечерю.
Евангелист помогал первоверховным апостолам Петру и Павлу в распространении Благовестия. Участвовал в первом миссионерском путешествии апостола Павла на южном побережье Малой Азии. Проповедовал на острове Кипр вместе с учеником Христовым Варнавой. В Риме помогал апостолу Петру. По преданию, святой Марк принял мученическую кончину в Александрии. Еще его считают основателем Александрийской Православной Церкви.
Самым ранним свидетельством об авторстве евангелиста является замечание епископа Папия Иерапольского (приблизительно в 120 году): «Марк, будучи переводчиком Петра, как запомнил, в точности записал, впрочем, не по порядку, то, что сказал и сделал Господь. Ибо он не слышал Господа и не следовал за Ним, но позже, как я сказал, за Петром, который к нуждам приспосабливал поучения, а не следовал в точности построению Изречений Господних. Следовательно, Марк ни в чем не прегрешил, так записав некоторые события, как запомнил. Заботился он только об одном, чтобы ничего из того, что он слышал, не пропустить и не передать неверно». Получается, что Евангелие от Марка основано на воспоминаниях апостола Петра.
Другие древние авторы – святой Климент Александрийский, мученик Иустин Философ, святитель Ириней Лионский – подтверждают свидетельство епископа Папия. При этом святитель Ириней сообщает, что апостол Марк написал свое Благовествование в Риме вскоре после мученической смерти апостола Петра (приблизительно в 64 или 67 году). Так, Евангелие от Марка можно датировать концом 60-х годов I века.
Большинство современных исследователей признают местом написания Евангелия от Марка город Рим. Об этом говорят, во-первых, свидетельства древнего предания. Во-вторых, самые ранние цитаты из этого Благовествования встречаются в произведениях римских авторов. В-третьих, Евангелие от Марка содержит много латинизмов, при этом некоторые греческие понятия переведены на латинский язык. Однако, вместе с этим, высказывались гипотезы о написании Благовествования в Галилее, Сирии, Александрии.
Из текста Евангелия от Марка видно, что оно было адресовано христианам из язычников – римлянам. Апостол приводит незначительное количество ссылок на ветхозаветные пророчества, переводит арамейские слова и объясняет иудейские обычаи. Для иудейской аудитории не подошел бы такой подход. Внимание евангелиста по большей части сосредоточено на том, что Спаситель делал, а не говорил. Рассказы о многочисленных чудесах, исцелениях, а также изгнаниях бесов, которые приводит апостол, представляют Иисуса Христа в царственном величии, как Сына Божия – могущественного Победителя сатаны. Четверть от всего объема повествования посвящена событиям Страстной недели – страданиям, распятию и воскресению Господа.
Евангелие от Марка самое короткое из четырех Евангелий и при этом самое динамичное – на пространстве 16 глав слово «тотчас» встречается более 40 раз. Иконографическим символом святого является лев – царь животных, образ стремительности, силы и благородства.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 7 (567) 13 апреля 2022 г.