Главная / Слово Архипастыря 2023 год / Не только просить, но и благодарить

    Не только просить, но и благодарить

    Один из самых любимых и почитаемых святых на Руси — конечно же, святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских. Почему так произошло? Вопросы о православной традиции почитания святых мы задали Митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Лонгину.

    — Святитель Николай для верующих православных людей без преувеличения самый любимый святой. Почему так получилось? Были ли в Вашей жизни особо памятные случаи его помощи?

    — Да, святитель Николай по-особому почитается в православном мире. Я родился и вырос в Грузии, жил в Болгарии, бывал в Греции и других православных странах — и везде видна огромная народная любовь к нему. Я не могу объяснить это ничем иным, кроме как тем, что он действительно скоропослушлив к молитвам и люди, обращающиеся к нему, часто получают просимое.

    Вторая часть Вашего вопроса достаточно личная. Несколько раз в жизни я очень глубоко, я бы даже сказал, с неким ожесточением от безысходности молился святителю Николаю, буквально требуя от него помощи. Не хочу рассказывать в подробностях, но я получил эту помощь практически мгновенно. Это было удивительно, необычно. Поэтому я прекрасно понимаю тех людей, которые почитают святителя.

    — К нам поступило несколько «больных» вопросов относительно почитания святых мощей в Православии. «Уважаемый Владыка! — пишет Марина.— Даже в комментариях некоторых священников я читаю в эти дни, что “дико” отделять частицы мощей. В этом есть что-то языческое и первобытное. Как объяснить близким, особенно людям маловерующим, эту традицию Православия: почему мы почитаем мощи и считаем допустимым их разделение?»

    — Мощи мы почитаем потому, что верим: человек — трехсоставное существо, в котором соединены воедино дух, душа и тело. Тело человека для нас — не темница души, не что-то постыдное, позорное, куда частица Божьего Духа заключена как в некую тюрьму. Так считали гностики, так рассуждают и некоторые современные оккультисты и язычники. Для нас человеческое тело достойно уважения, почитания и даже поклонения. Иначе мы бы не относились к усопшим так, как мы к ним относимся: не омывали бы их, не приносили бы их в храм, не пели над ними надгробные песнопения, не кадили их и не хоронили с такими почестями. Тот, кто был в храме во время отпевания усопших, видел, насколько торжественен этот обряд, какое уважение и почитание оказывается телу усопшего. И точно так же мы верим, что святые — это люди, облагодатствованные Духом Святым. Господь изменил не только их духовное и душевно-нравственное состояние, но и тело. Тела святых являются причастниками благодати, которая сохраняется в них и по смерти. Этому есть множество свидетельств с самых первых веков существования Церкви.

    Почитание мощей имеет еще и литургическую основу. Христианские храмы в древности строились на могилах мучеников. Собственно говоря, прообраз престола церкви — это гробница мученика. После того как храмов стало гораздо больше, мощи начали разделять для того, чтобы они были в каждом престоле. И до сего дня, когда мы освящаем храм, обязательно в основание престола и в антиминс (специальный плат, который помещается на самом престоле) вкладывается частичка святых мощей.

    Что касается раздробления мощей, оно тоже известно с древности. Первые святые — практически все мученики, и если мы прочитаем мученические акты, то увидим, что кому-то из них отрубили голову, кого-то колесовали, четвертовали… То есть мощи с момента кончины святого оказывались раздробленными. Не надо забывать, что в древности был распространен способ погребения, который сегодня практикуется на Святой Горе Афон: усопшего человека погребали, а через некоторое время могилу раскапывали, кости вынимали, омывали их водой с вином и складывали в костницах. Когда тело истлевает, скелет, как правило, распадается, и нет нужды его разделять. Как, скажем, было со святителем Николаем? Те, кто был в Бари, знают, что его гробница замурована, и в плите есть лишь небольшое отверстие для сбора мира, которое проистекает от мощей святого. И та часть мощей, которая была привезена в Москву, была изъята с помощью лапароскопа. Поэтому те, кто думает, что разделение мощей связано с какими-то варварскими методами, ошибаются.

    — Владыка, в завершение нашей беседы хотелось бы попросить Вашего совета. Обычно лето – это сезон путешествий и паломничества. Как поступать, чтобы паломничество прошло с пользой для души?

    — Я думаю, что все зависит от внутреннего состояния человека и от его готовности совершить именно паломничество: не развлекаясь, не посещая каких-то увеселительных мероприятий по дороге, сосредотачиваясь на встрече со святынями и с той историей, которая стоит за ними. И нужно учиться не только просить святых о чём-то своём, но и благодарить.