Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / О рабах, верности и благодарности

    О рабах, верности и благодарности

    Разбираемая сегодня притча говорит об отношениях человека и Бога. Она посвящена смиренномудрию. Христианин не имеет права превозноситься перед Богом и ближними своими религиозными заслугами, исполнением заповедей и требовать за это награды.

    Мы должны воспринимать свои духовные успехи как исполнение того, что и так должны были сделать. Подспудно притча критикует мировоззрение фарисеев, которые при каждом удобном случае стремились подчеркнуть свою праведность, чтобы быть в почете у людей.

    Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 7-10).

    Эта притча встречается только у евангелиста Луки. Она описывает жестокое отношение господ к своим рабам, характерное для античного общества. Во времена Иисуса Христа институт рабства достиг в Римской империи наибольшего развития. И хотя Спаситель в Евангелии не выступает явно против рабства, дух Нового Завета резко контрастирует с такой системой межчеловеческих отношений.

    В притче о бодрствующих слугах Христос говорит: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12, 37). Под господином здесь подразумевается Сам Спаситель. Мы видим, что отношение этого Господина к рабам противоположно отношению, описанному в притче о рабах, ничего не стоящих. Такое поведение было очень необычным – господин не обязан был благодарить своего раба за то, что тот добросовестно выполнил данное ему поручение.

    Христианин – это последователь Христа. Уже в первые десятилетия существования Церкви апостол Павел применил к Иисусу образ раба, написав в Послании к Филиппийцам, что Спаситель уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 7-8). Раб – это символ смирения, послушания и верности.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери».

    Преподобный Ефрем Сирин: «Без смиренномудрия (смирения) напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен, поэтому употребляет всякие усилия возобладать всеми, и каждому, кто каким ни идет путем, ставит на нем сеть».

    Преподобный авва Аммон: «Строго блюди себя… Творя дела по Богу, не делай их ради мзды, но со всем смиренномудрием совершай их как ничего не стоящий раб и великий должник».

    Как видим, святые отцы старались помнить эту притчу, потому что она прекрасно помогает бороться против нечистого духа высокоумия, всегда пытающегося обратить в ничто наши добрые христианские труды.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»