Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Мученический венец братьев

    Мученический венец братьев

    Последние события ветхозаветной истории связаны с эллинистической эпохой (IIII века до Р.Х.). Персидское владычество на Ближнем Востоке в 332 году до Р.Х. сменилось греческим. В результате походов Александра Македонского персы были разбиты и возникла новая империя.

    Александр стремился создать на всей завоеванной территории единое культурное пространство на основе греческой культуры. Новые порядки предусматривали обязательное построение храмов языческим богам, театра, ипподрома и спортивной арены. После смерти Александра Македонского империя разделилась, но образовавшиеся государства остались под властью греческих царей. С 312 года до Р.Х. Палестина находилась сначала под властью египетских правителей – Птолемеев, а затем сирийских – Селевкидов и Антиохов.

    Библейская книга, которая описывает этот период времени, носит название Первой Маккавейской. Она состоит из 16 глав, в которых после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи рассказывается о страшном гонении царя Антиоха на иудеев, восстании под предводительством священника Маттафии, а затем и его сыновей.

    Греческий царь Сирии Антиох IV (175-164 гг. до Р.Х.) захватил Иерусалим, а Иерусалимский храм превратил в храм Зевса. Царь хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. Гонения Антиоха вызвали восстание, которое возглавил священник Маттафия вместе с сыновьями Иоанном, Симоном, Иудой, Елеазаром и Ионафаном. В одном из первых сражений, несмотря на численное превосходство врагов, братьям во главе с Иудой удалось их разбить, освободить Иерусалим, заново освятить храм. Иуда стал национальным героем. Народ прозвал его Маккавей – «молот». Через два десятилетия Маккавеи полностью освободили страну от эллинской власти. Потомки священника Маттафии стали основателями новой царской династии в Иерусалиме – Хасмонеев – и правили Иудеей до вторжения римлян в 63 году до Р.Х.

    Текст Второй книги Маккавейской не является продолжением Первой, а лишь дополнением к ней. Если Первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то Вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства.

    В этой книге рассказано об удивительном подвиге за веру семи братьев, имен которых автор не называет. Но их сохранило нам Предание: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Во время гонений Антиоха IV братья были схвачены греками, которые мучениями принуждали их отречься от исполнения Закона. Несмотря на все усилия гонителей, братья остались твердыми и умерли под пытками. Перед исповеданием веры они ободряли друг друга следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества». Один из братьев, готовый предать душу Господу, воскликнул: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни». 

    Православная Церковь почитает семь братьев-мучеников, также называя их Маккавеями, хотя в книге ничего не сказано об их принадлежности роду Иуды. Видимо, это имя они получили по названию книги, в которой описан их подвиг. Своим подвигом братья предвосхитили страдания за веру христианских мучеников, а своей уверенностью в воскресении – евангельское благовестие о победе над смертью. Читая об их подвиге, нельзя не вспомнить слова Господа: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

    Святые отцы видят в них прежде всего первых мучеников за веру, которые явили удивительную доблесть еще прежде Креста Христова. Примечательно, что на Руси мученики Маккавеи внесены в святцы ранее всех ветхозаветных святых. Церковная служба им известна в Русской Церкви с XI века.

     Газета «Православный Симбирск»