Очень хочется провести Страстную в храме с детьми. Но не забывайте поговорку «Невольник – не богомольник». Нетрудно находиться на обычной Литургии, зная порядок богослужения и песнопения ключевых моментов службы. На Преждеосвященной Литургии такими маркерами являются начала часов. Но разделяют они неразличимый для детей плотный массив чтения, где и не каждый взрослый отличит паремию от кафизмы.
Ребенку в этой ситуации заняться нечем!
Ребенок, не знающий ни порядка, ни слов, ни смысла, с самого начала службы ждет только ее окончания. И томится этим ожиданием. Он должен ограничить свою естественную подвижность, а это для ребенка столь же энергозатратно, как статичная нагрузка в спортзале для взрослого. Природные механизмы борьбы со скукой у ребенка – игра, любопытство, движение и воображение – в храме неуместны и совсем не способствуют молитве. Любопытство ребенка во время службы угнетено необходимостью благоговения и тишины и невозможностью задать сто пятьдесят вопросов в час.
В результате вместо любви к богослужению мы воспитываем лишь пассивное терпение, которое любой ребенок более-менее успешно изживает к подростковому возрасту. Давайте приходить избирательно и ненадолго, чтобы не убить детский интерес. Заранее расскажем, что в храме услышим, например, «Се, Жених идет». Вспомним про десять дев. Вернемся домой, рассмотрим фреску Ферапонтова монастыря.
Не боритесь с природой, не пытайтесь победить детскую физиологию, с чистой совестью приводите ребенка на Преждеосвященную Литургию к молитве «Да исправится молитва моя» или к Великому входу, предварительно объяснив ему суть происходящего в храме. И распределите между супругами и старшими родственниками или друзьями очередность посещения богослужений с детьми или без них.
Начинаем!
В первую неделю поста в нашем садике вместо одного вероучительного занятия в неделю я провожу пять и посвящаю их изучению молитвы Ефрема Сирина. Молитва коротка, но информационно насыщена. Чтобы серьезно поговорить о праздности, унынии, любоначалии, празднословии, о целомудрии, смиренномудрии, терпении и любви, надо потратить значительное время. Ежедневно на 20-минутном занятии над кучей картинок и примеров из жизни мы советуемся, обсуждаем, рассматриваем ситуации и находим решения.
А в возникающих среди детей житейских ситуациях мы с детьми уже активно оперируем новым материалом: «Не от праздности ли вы сейчас разбомбили кукольный домик? А как люди побеждают праздность? Конечно, у Бога попросим помощи, а потом? Да, надо поискать доброе дело. Нет, цветы уже Дима полил. А нарисовать новые картинки для уголка природы – это будет в самый раз! Только наведите сначала порядок в разоренном домике».
Последняя нога Госпожи Четыредесятницы
В начале Великого поста с детьми в садике мы мастерим куклу Госпожи Четыредесятницы, с семью ногами (число недель до Пасхи). Она безо рта и ушей, с закрытыми глазами, с крестом, четками и книгой. Немудреный стишок о постовых правилах помещаем рядом или пишем на ее фартучке:
«Всех простить,/ За другими не смотреть, / Богу молиться, /Глупости не слушать, / Людей любить, / Поменьше болтать, / Усердно трудиться/ и поменьше кушать».
Каждый понедельник у Киры Саракосты (так в Греции называют эту куклу) становится на одну ногу меньше, и мы понимаем, насколько приблизились к Пасхе. На каждой неделе мы узнаем что-то новое, относящееся к крестному пути Спасителя.
Со второй недели изучаем события Страстной седмицы или притчи, которые в эти дни христиане слышат в храме – о бесплодной смоковнице, о званых и избранных, о десяти девах. На этих занятиях органично входят в детскую жизнь великопостные песнопения потрясающей красоты: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…», «Се, Жених грядет в полунощи…», «Егда славнии ученицы…», «Вечери Твоея тайныя…», «Днесь висит на древе…».
К концу поста, на последней ножке Госпожи Четыредесятницы, мы приводим в храм ребенка, радостно узнающего и припоминающего евангельские события. Покажем ему эти моменты богослужения и смиренно покинем храм, когда он скажет: «Я перестал молиться». Но, конечно, уйдем не за тем, чтобы снова сесть к экрану.
На прогулку!
Одно из ярких воспоминаний моего детства – весеннее половодье с моей бабулей. Она всегда находила возможность показать мне вскрывающийся ото льда Иргиз, бушующий от вешней воды овраг, даже грязную, но очищающуюся весенней водой канаву. И в ее последнюю весну я сама повела ее смотреть, как идет лед по Волге в Саратове.
Еще одно воспоминание. Бабуля рассказывает о том, как в пасхальную ночь начала разливаться река, отделяющая церковь от дома. И вдруг старенький динамик радиоточки неожиданно щелкает и оглашает комнату звуками Второго рахманиновского фортепианного концерта. Колокол и половодье! Это оказалось самой первой моей встречей с этой музыкой.
В весенней природе есть много вещей, говорящих о воскресении. Нам, жителям Северного полушария, очень повезло, что Пасха приходится на нашу весну, а не на осень, как в Южном полушарии. Хорошее занятие – отыскивать с ребенком приметы пробуждения и оживания – т.е. воскресения в природе. Деревья с набухающими почками. Птицы, вернувшиеся в пустые гнезда. Пробивающаяся сквозь бурьян травка. Лес, наполняющийся весенними звуками. Жизнь, вернувшаяся в природу. Все это дает огромный творческий заряд для создания дома новых детских живописных творений, а также материал для разговора о классической музыке. Одно дело – просто слушать классическую музыку, другое – искать и находить в ней щебетание синицы, капель, шум ручья, шепот ветерка, грохот половодья.
По классике тоскуя
Самое тяжелое в моей работе – невозможность присутствовать на службах, находясь рядом с храмом. Надо продолжать «водить хороводы» с детьми, когда за стеной стоит Плащаница. В этот момент важно свои благочестивые мысли – о жертвенности, «послушании паче поста и молитвы», «все там, а я здесь» – направить по новому руслу. Я и мои ребятишки – это те самые двое или трое собранные во имя Мое, а Я посреди них (Мф. 18, 20). Я и они – разве этого мало?
Сейчас появилась возможность включить прямую трансляцию богослужения, но среди бесконечных «а чего она!?», «дай», «принеси» и «япокакал» мысли не придут в тишину, а вместо благоговения нас поглотят раздражение на детей, досада и уныние. Так всегда бывает, когда мы боремся с детской природой.
Давайте сделаем по-другому. Познакомим детей с евангельским сюжетом, а потом придумаем долгое, нешумное и увлекательное занятие для всей группы. Например, раздадим домино, настольные бродилки с кубиком, карандаши, конструкторы – всем желающим. Все дети заняты? – включаем, например, Баха, страсти по Матфею, напомнив ребятам, о чем эта музыка. Дети играют. Я полноценно контролирую процесс, находясь среди детей. Музыка рассказывает.
Почему музыка лучше аудиокниги? Потому что нить повествования книги потеряется при первом же споре, потере фишки или просьбе заточить карандаш. А музыкальное повествование непрерывно будет поддерживать эмоциональный фон и пробуждать мысли о Боге.
Для малых сих
Большую часть жизни Бах работал в мелких церквушках германского захолустья. Свою гениальную музыку он писал для прихожан из затхлых провинций. То есть крестьян и бюргеров, над немудреностью которых смеялись все кому не лень. Его музыка рассчитана на детское восприятие. Мало того! На детское восприятие ориентированы и старые иконы, и мозаика, и фреска. Глядя на фрески и мозаики, неграмотный простак прочитывал Писание, как малыш книжку с картинками.
Поэтому еще одна рекомендация уже по отбору видеоряда к чзанятиям. Предпочтите классические живописные образцы «христианскому пин-апу».
Самым маленьким предложите коптские иконы. С детьми постарше внимательно изучайте фрески и мозаики церквей. Неспешно рассмотрите «Маэсту» Дуччо Буонисенья. Этот алтарь так причудливо скомпонован, что надо проявить смекалку, чтобы восстановить последовательность событий Страстной седмицы и правильно назвать персонажей. Это будет увлекательным занятием, соответствующим Страстным дням.
Что помешает Страстной
Главная наша ошибка – готовиться, вместо того чтобы жить. Не перегружайте Страстную неделю трудовыми свершениями. Сделайте уборку и закупку неделей-двумя раньше, освящайте покупной кулич, а фирменной кулинарией и творчеством займитесь на Светлой седмице. Мамы! Ради своих близких – отдохните! Жить с измотанной женщиной, испытывая вину, – тяжкое испытание, несоизмеримое с вашими трудовыми подвигами.
А если вы воспользуетесь моими советами не в садике, а у себя дома, посадите рядом с детьми ваших стариков.
Ирина Струкачева
19 апреля 2021 г.