Как причащаться на Светлой седмице?
Отвечает протоиерей Виктор Висаров, настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского:
Отвечая на этот вопрос, нужно вернуться к теме евхаристической жизни православного христианина. Синодальная эпоха дала Русской Православной Церкви огромное количество святых, новых составленных богослужебных текстов, духовной литературы. Но наравне с этим, именно тогда возникло настороженное отношение к прихожанам, которые часто причащались за литургией. Благочестивым обычаем для мирянина было принимать Святые Тайны четыре-пять раз в году, если же он причащался чаще, то это настораживало духовенство.
протоиерей Виктор Висаров
После 1917 года положение резко изменилось. Люди, жившие в трагичное для страны и Церкви время, старались приступать ко Святой Чаше как можно чаще. В связи с этим, хотелось бы отметить современное решение священноначалия Русской Православной Церкви о правилах и частоте причащения. Согласно официальному документу «Об участии верных в Евхаристии» решение этого вопроса возлагается на духовника того или иного лица, который определяет меру поста, количество дней для подготовки и прочее. Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви.
Приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Требования подготовки к Причастию, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.
Особый случай в отношении практики подготовки к Причастию составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. Согласно 66-му правилу Трулльского Собора миряне призваны причащаться на литургиях Светлой седмицы. Учитывая, что в это время Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают к Чаше, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся к Причастию в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.
Особое место занимает евхаристический пост – полное воздержание от пищи и питья с полуночи до принятия Святых Тайн. Этот пост канонически обязателен (см. 41(50)-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, и тем, кто страдает тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (например, сахарный диабет), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
№ 8 (544) 28 апреля 2021 г.