Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Вознесение Спасителя: утрата, обетование, торжество

    Вознесение Спасителя: утрата, обетование, торжество

    «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками, и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос на небо, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф. 27, 51), и открылся путь и вход в Царствие Небесное верным» (святитель Тихон Задонский).

     

    Вознесение Господне в Православной Церкви относится к числу двунадесятых Господских праздников. Его дата является подвижной, потому что зависит от даты Светлого Христова Воскресения. Вознесение всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе. В 2022 году Вознесение Господне празднуется 2 июня.

    Происхождение праздника

    Вознесение Спасителя – это событие, которым завершается евангельская история. Праздник посвящен тому, как воскресший Господь наш Иисус Христос, собрав Своих учеников на Елеонской горе и дав им последние наставления, поднялся на небо. После этого облако скрыло Учителя от глаз апостолов.

    О Вознесении Христа говорится в трех книгах Нового Завета: Евангелиях от Марка и Луки, а также в книге Деяний святых апостолов. Самый короткий рассказ приведен у святого Марка: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Евангелист Лука пишет подробнее: «и вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 50-52).

    Обстоятельнее всего событие Вознесения Господа изложено евангелистом Лукой в книге Деяний. Именно из этого рассказа мы узнаем о том, что воскресший Господь на протяжении 40 дней являлся апостолам, удостоверяя их в Своем Воскресении и рассказывая о Царствии Божием. На 40-й день Христос вознесся на небо. Руководствуясь этим указанием, Церковь установила отмечать праздник Вознесения через 40 дней после Пасхи.

    В день Вознесения Христос велел Своим ученикам ожидать в Иерусалиме схождение Святого Духа, Который сделает их способными к проповедническим трудам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 8-11). Заключительные слова приведенного отрывка следует понимать следующим образом: после Вознесения Христос еще раз явится видимым образом на земле, но уже во всей Своей славе и могуществе. Произойдет это в Судный день.

    Схождение Святого Духа, которое обещает Господь ученикам, откроет новый этап в истории Божественного домостроительства – эпоху Церкви Христовой на земле. Праздник Пятидесятницы, идущий вслед за Вознесением, посвящен именно этому событию.

    Смысл праздника

    Осмысляя Вознесение Господа, богословы выделяли различные грани этого события. Толкователи особенно подчеркивали, что Богочеловек-Иисус вместе с воспринятой Им человеческой природой, преображенной в Воскресении, восходит к Богу Отцу. Во Христе человеческая плоть взошла на небо и сделалась причастной вечной славы и власти Сына Божия, получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Это – центральная идея праздника.

    Говоря о прославлении человеческого естества, евангелист Марк использует образ, взятый из придворного протокола: Христос сидит одесную – по правую сторону – от Бога Отца. Такое положение означало, что человек разделяет с правителем полноту власти и чести. Следует помнить, что по Своему Божественному естеству Спаситель никогда не отлучался от Бога Отца. В Вознесении изменения происходят в статусе человеческого естества. Восхождение Спасителя на небо является продолжением и завершением прославления Его человеческой природы, которое началось в Воскресении.

    Вознесение Господне – это важный этап в истории нашего спасения. Христос на Кресте Самого Себя принес в жертву, будучи одновременно и Первосвященником, совершающим жертвоприношение, и Пречистой Жертвой. Ветхозаветный культ был наполнен прообразами этого события. По мысли апостола Павла, Спаситель «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 12). Таким образом, после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своею Кровью в Небесное святилище (см. Евр. 9, 24-26), наше искупление завершилось.

    Вознесшись, Господь соединил небо и землю – это еще одна тема праздника. Он открыл путь в блаженное жилище всем уверовавшим в Него. Теперь мы имеем возможность быть там же, где пребывает Сам Спаситель после Вознесения.

    Ветхозаветные пророчества

    На праздник положено чтение трех ветхозаветных паремий, в которых идет речь о мессианском царстве, власти Бога над миром, о торжестве и спасении Иерусалима.

    Две паремии взяты из книги пророка Исайи (Ис. 2, 2-3; Ис. 62, 10 – 63, 3, 7-9), третья – из книги пророка Захарии (Зах. 14, 1, 4, 8-11).

    Первая паремия содержит пророчество о величии горы Божией. Имеется в виду храмовая гора, однако сказанное о ней справедливо отнесено Церковью и к горе Елеонской, прославленной Вознесением Спасителя. Исайя также предрекает обращение к истинному Богу многих народов, начало чему полагает Сам Господь, когда просит перед Вознесением апостолов проповедовать Евангелие по всей земле.

    Во второй паремии помещен диалог, в котором отцы Церкви видели разговор между Христом, восходящим на небеса, и ангельскими силами: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?» (Ис. 63, 1). Ангелы удивляются, почему одежды Христа багряны. Господь отвечает, что багряные пятна – это кровь Его врагов, победу над которыми Он одержал Своей смертью и Воскресением.

    Третья паремия содержит яркие образы, которые толкователи традиционно связывают с событием Вознесения. «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской» (Зах. 14, 4) – здесь названа гора Вознесения. «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах. 14, 8), – в этой цитате мы видим образ Святого Духа, Которого Господь обещает послать Церкви от Отца после Вознесения. «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 14, 9) – образ власти вознесшегося Богочеловека-Христа над всем мирозданием.

    Литургическое воспоминание

    До конца IV века Вознесение Господне вспоминалось в рамках Пятидесятницы. Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются в конце IV века у святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста. Песнопения праздника были составлены в VI-X веках. В Триоди не указаны творцы стихир на Вознесение, известны лишь авторы кондака праздника и двух канонов. Кондак был написан в VI веке преподобным Романом Сладкопевцем, а два канона празднику составили в VIII-IX веках преподобный Иоанн Дамаскин и святой Иосиф Песнописец.

    После Своего Вознесения Христос не покинул мир, но пребывает в нем во Святом Духе, через действие Которого Он невидимо присутствует в таинствах Церкви. Евхаристический аспект Вознесения Господня отражен в беседе «О Хлебе небесном» (см. Ин. 6, 22-71). Здесь Спаситель называет Себя Хлебом Жизни, сошедшим с небес. Схождение с неба подразумевает возвращение обратно. О возвращении к Отцу Иисус Христос говорит ученикам в прощальной беседе перед Своими Страданиями: «В доме Отца Моего обителей много. …Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). Каждый раз, когда мы принимаем Святые Дары, мы приобщаемся воскресшему и прославленному, в том числе и в Вознесении, человечеству Господа, которое, по словам святителя Амвросия Медиоланского, является для нас «лекарством бессмертия».

    Иконографические традиции

    Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку. На Бамбергском авории (резной пластине из слоновой кости) Баварского национального музея в Мюнхене в прямоугольник помещены две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху – Вознесение. Представленный сюжет очень трудно угадать современному зрителю: Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась за десницу Бога-Отца, протянутую с неба. Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2, 32-33). Такой вариант иконографии был достаточно популярен в искусстве Западной Европы.

    В центре рельефа деревянных дверей римской базилики Санта-Сабина изображен Спаситель, возносящийся во славе, обозначенной не просто как ореол, а как большой лавровый венок. Эта деталь акцентирует внимание на теме триумфа, победы: традиционно венки из лавра могли получить только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон поддерживают своими крыльями четыре таинственные ангельские существа с лицами льва, тельца, быка и человека – тетраморфы, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (см. Иез. 1, 1-26). Размещенные ниже аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение Творца. По сторонам от Христа – буквы альфа и омега, отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8), внизу – Богоматерь, над головой Которой два апостола держат крест в круге.

    Может возникнуть вопрос, почему на рельефе и в современной иконографической традиции изображается Божия Матерь, хотя в евангельских текстах нет прямого указания на это? Образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви. Нередко Она бывает представлена с поднятыми вверх руками, несколько разведенными в стороны, что говорит о Ее молитвенном предстательстве за людей. На иконах Вознесения можно найти и хронологическую «ошибку»: практически всегда в композиции рядом с одним из ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на момент Вознесения Господня был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы совершилась казнь первого христианского мученика – архидиакона Стефана. На ней присутствовал и Савл. В момент, когда святого побивали камнями, он стерег одежды мучителей.

    Стоит отметить, что икона в Православии никогда не понималась как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Она не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения – это образ новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле трудами апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения Господня есть и Богородица, и святой Павел.

    Апостолы часто изображаются без нимбов, в отличие от Божией Матери. Эта деталь говорит о том, что в момент Вознесения Господа Иисуса Христа они еще только ожидали сошествия на них Святого Духа. Богородица же была очищена и освящена Святым Духом в день Благовещения, когда дала согласие стать Матерью Бога.

    Ангелы нередко изображаются указывающими на небо (на некоторых иконах на небо указывает рукой один из двух ангелов, расположенных в группе с апостолами и Пресвятой Богородицей), что соответствует свидетельству Писания: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1, 10-11).

    В событии Вознесения Христова можно ощутить и ноты утраты: Спаситель оставляет Свою Матерь и учеников. Но в то же время обещает ниспослать ученикам и всей Церкви Утешителя – Духа Святого. Звучит и другое обетование, возвещенное ангелами ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

    На всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в которой придет судить вселенную. Он изображается сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, которые источают золотые лучи. Обе руки подняты для благословения. Образ Спасителя заключен в мандорлу – круги, представляющие собой небесную сферу.

    Примечательно, что фигура Господа достаточно часто бывает представлена в меньшем масштабе, чем фигуры Его Пречистой Матери и апостолов. Такой прием изображения соответствует правилам прямой перспективы, хотя в иконографии обычно используется принцип обратной перспективы. Этим приемом свидетельствуется, что Вознесение Господне было подлинным, а не иносказательным: Господь Иисус Христос действительно вознесся превыше небес.

    Имвомон

    «Место Вознесения Господня находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» («Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»).

    Вознесенский храм, который описывал игумен Даниил, не сохранился до наших дней. Сегодня это большой двор с восьмиугольным зданием часовни Вознесения, построенной в эпоху крестоносцев. Справа от входа в нее на скале можно увидеть след от левой стопы Господа. Огражденная территория двора с часовней принадлежит мусульманам, однако они разрешают христианам совершать богослужения в праздник Вознесения Господня на переносных престолах.

    Первая часовня на этом месте была построена в 380 году на деньги римской христианки Пимении. Она была частью Храма Вознесения на Елеонской горе – Имвомона. Храм не имел ни крыши, ни свода, чтобы можно было созерцать ту часть неба, куда вознесся Господь. Разрушенный персами в 614 году, Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом Модестом в 634 году. Приблизительно в 1106 году этот храм посетил игумен Даниил, первый из русских авторов, описавший паломничество в Палестину. Он посетил Яффу, Вифлеем, Хеврон, Акру, был на Мертвом море и Тивериадском озере, совершил путешествие в Галилею, осмотрел Фавор, Назарет, Кану Галилейскую. В Иерусалиме, в лавре святого Саввы, он прожил 16 месяцев, получив возможность досконально осмотреть все святыни Святой земли.

    Двор современной часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; основания его колонн сохранились у внутренней стороны ограды часовни.

    К востоку от часовни Вознесения располагается Русское место – участок земли, приобретенный в XIX веке Русской духовной миссией. На нем были возведены двухэтажный дом и храм Вознесения, а также 60-метровая колокольня, известная как «русская свеча» – самое высокое сооружение в Иерусалиме. В 1906 году здесь был основан Вознесенский женский монастырь. За храмом Вознесения построена часовня во имя святого пророка Иоанна Предтечи – на том месте, где произошло первое и второе обретение его честной главы.

     

    Иерей Димитрий Трофимов,

    Ксения Манякова

    № 10 (570) 27 мая 2022 г.