Часовня на Белой горе

    В конце апреля в Ульяновске прошла презентация книги «Свет Православия. История и культурное наследие Русской Православной Церкви в Среднем Поволжье (XVI-XXI вв.)» Авторы издания – доктор исторических наук, профессор УлГПУ Евгений Бурдин и кандидат исторических наук, руководитель Государственного архива новейшей истории Ульяновской области Андрей Пашкин. Cегодня мы хотим познакомить читателей с отрывком из новой книги, которая рассказывает об истории почитания верующими Никольской горы.

    Традиция почитания Никольской горы (или Белой горы – так как она сложена из мела) появилась примерно в начале XVII века, через 50 лет после основания села Промса (Промзино). Село было основано в 1552 году, позже называлось Промзино Городище, с 1931 года – Сурское. Со временем Никольская гора приобрела большое значение не только для жителей Ульяновской области, но и всего Поволжья и России.

    У подножия горы предположительно с XVII века до 1764 года располагалась Никольская женская пустынь. По преданию, перед нападением крымских татар (по другой версии – кубанцев) между 1552 и 1600 годами, здесь явилась икона святителя Николая, который помог отбить вражеское нападение. Позже на Белой горе построили часовню, где и хранилась икона святителя Николая (утеряна в 1930-е годы).

    До революционных событий 1917 года в село Промзино к Никольской горе собиралось до 300 тысяч богомольцев, особенно на праздник святого Николая. Даже в советское время количество паломников достигало 15 тысяч (по данным за 1952 год). По причине растущего почитания Никольской горы советская власть пыталась бороться с этой народной традицией. Так, в 1932 году была разрушена часовня на вершине. Однако данная «акция», как и все последующие, не принесла желаемого результата, поэтому в конце 1950-х – начале 1960-х годов властные структуры пошли на более радикальный шаг и при помощи мощной техники срыли верхнюю часть горы на несколько метров. Полностью снести Белую гору не удалось, в том числе из-за возможного нарушения режима грунтовых вод, в результате чего Сурское могло подтопить. Дело дошло до того, что на пути паломников стали ставить заслоны.

    После распада СССР на Никольской горе на частные средства при поддержке властей Ульяновской области были построены поклонный крест (1992), плита в память явления иконы святого Николая Чудотворца (1998) и каменная часовня (сооружена по старым чертежам в 2000 году). Постепенно привели в порядок родник под горой и комплекс святых источников в лесу, расположенный на расстоянии 2,5–3 километров: две купальни, два родника и одну часовню, а также рядом еще один источник. Как в прошлом, так и сейчас богомольцы во главе со священнослужителями совершают крестные ходы по различным маршрутам – на Никольскую гору, на святые источники и потом на гору.

    Газета «Православный Симбирск»