Светочи Великого поста

    Празднование дней памяти некоторых святых неизменно приходится на дни святой Четыредесятницы. Своим жизненным путем эти угодники Божии являют нам, современным христианам, пример устремленности к Богу, вдохновляют на преображение сердца. Чьи добродетели и подвиги ставит нам в пример Церковь на пути к празднику Пасхи Христовой?

     

    Ходатайство мученика

    Будущий великомученик Феодор Тирон родился в Евхаитах (территория современной Турции). С юности молодой человек служил родине. В то время императором был поставлен необузданный нравом язычник Галерий. Он требовал от солдат, чтобы те поклонялись римским богам. Когда Феодора стали принуждать принести жертву идолам, он безбоязненно открыл свою веру перед императором и горячо исповедал Иисуса Христа. После этого дерзновенного юношу отвели на суд к градоначальнику, но и это не заставило его отречься от Господа. Бесстрашного Феодора заключили в темницу, не давали ему пищи и воды, тем самым обрекая мученика на голодную смерть. Каково же было удивление свирепых мучителей, когда спустя некоторое время они увидели, что Феодор жив и спокоен. Это было явным доказательством силы Божией: Господь не оставил Своего верного служителя в тяжелых испытаниях.

    Феодору вновь предложили совершить нечестивое поклонение, но он не пожелал делать этого. Тело мученика было предано сожжению. Это произошло около 306 года. Память о праведнике не может быть побеждена временем. Господь явил славные дела любящего Его святого спустя 50 лет после его кончины. Во время правления Юлиана Отступника Феодор Тирон явил чудо и укрепил верующих. Юлиан Отступник был язычником, и, желая оскорбить верующих, искусить их и заставить согрешить, император приказал окропить всю еду на рынке кровью жертвенных животных. Это случилось на первой седмице Великого поста. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Константинопольскому Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы они в эти дни не покупали оскверненные продукты и употребляли в пищу коливо – вареную пшеницу с медом. Благодаря ходатайству мученика христиане не нарушили пост и не имели нужды в пище. В память об этом чудесном событии Церковь вспоминает святого Феодора Тирона в субботу первой недели Великого поста, а в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается освящение колива. Конечно, сейчас никто не мешает нам соблюдать пост, мы не испытываем никаких притеснений и гонений, но неизменно благодарим Господа за каждодневную заботу о нас, а у великомученика Феодора испрашиваем сил духовных и телесных для подкрепления нашего намерения соблюдать пост.

     

    Подвиг на озере

    В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христиане получили свободу вероисповедания. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, хотел очистить от христиан свое войско.

    В то время (ок. 320 г.) в армянском городе Севастии (ныне территория Турции) одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока храбрых христиан-каппадокийцев. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины усердно молились и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

    Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели, а камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

    На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

    Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

    Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре.
    Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

    Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, всегда выпадает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя, и празднуется Церковью 22 марта по новому стилю.

    Их подвиг всегда отзывается в сердце. Зима, жестокий мороз – и теплая баня… А что бы сейчас выбрали мы, оказавшись в похожей ситуации? Вопрос непростой, и честный ответ на него мы сами дать, увы, не сможем. Мы можем только надеяться, что, имея перед глазами этот пример страдания и памятуя о венцах небесных, попытаемся пройти наш жизненный путь, оставаясь верными Богу.

     

    Что торжествуют православные?

    Первое воскресенье Великого поста носит название Недели Торжества Православия. «В сей день, в первую Неделю святого поста, – сообщает Синаксарь, – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон».

    Этот праздник тесно связан с именем святой благоверной царицы Феодоры. Она была супругой императора Феофила, ярого иконоборца.

    Страдая от непонимания мужа, втайне она хранила дома иконы, прекрасно зная, что, если правда откроется, ей не избежать расправы. Феодора, не унывая, до последнего верила, что ее супруг изменит свою точку зрения. К сожалению, этого не произошло.

    После его смерти святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила.
    В 843 году по просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви совершали в первую седмицу Великого поста молебны о ее почившем муже. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных молитв о Феофиле отцы Церкви в воскресный день первой седмицы поста совершили торжественный крестный ход, на котором были произнесены благословения в адрес почитателей икон, в адрес же врагов – анафема. Так была одержана окончательная победа в более чем столетней борьбе с ересью.

    Примерно к XI веку в Церкви сложился особый чин Торжества Православия, который служится в воскресенье первой седмицы Великого поста после окончания Божественной литургии. В тексте провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов и произносится анафема тем, кто перед Православной Церковью совершил тяжкие грехи. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное с учением Церкви.

    Этот праздник напоминает верующим о том, как важно хранить догматы православного вероучения в чистоте, не допускать расколов и вредоносного инакомыслия. На каждом из нас лежит ответственность за то, чтобы сохранять истинную веру, беречь ее и передавать следующим поколениям.

     

    Учение о Божественной энергии

    Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе.

    Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. А в 18 лет он принял монашество на Афоне.
    Святитель Григорий оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, создателем учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.

    Часто идеи святителя Григория рассматривают как относящиеся исключительно к монашеской практике. Но это не так, ведь апостол Павел заповедал непрестанно молиться всем христианам, а не только инокам: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 16-18).

    К обожению, к изменению с помощью и под действием благодати Божией призван каждый христианин. Это и является главной целью нашего шествия навстречу Христу, а пост, молитва, покаяние и милосердное отношение к ближним позволяют нам меняться, достигать света Христова.

     

    Путь восхождения к Богу

    Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Синайского. Лествичником он прозван потому, что главным трудом его жизни было составление книги «Лествица».

    Биографические сведения о святом довольно скудны. Известно лишь, что преподобный Иоанн был родом из Константинополя и жил в VI-VII веках. Иоанн получил прекрасное светское образование, но уже в 16 лет он избрал монашество и принял постриг на Синайской горе. 40 лет своей жизни преподобный Иоанн провел в уединении, упражняясь в молитве, созерцании и борьбе со страстями. Уже будучи старцем, он оставил пустыню и принял послушание игумена Синайской горы в монастыре святой Екатерины. Опыт духовной брани святой изложил в книге «Лествица». В предисловии к ней говорится, что преподобный Иоанн «во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».

    В основе «Лествицы» лежит знание поврежденной грехом человеческой природы, опыт борьбы со страстями и греховными привычками, отказываясь от которых можно подняться на следующие ступени, а впоследствии со смиренным сердцем дойти до цели и стать наследниками жизни вечной. Этот путь полон искушений и скорбей, но, не пройдя сквозь испытания, нельзя достичь цели. Преподобный Иоанн предупреждает о том, что нельзя спешить, с гордостью перепрыгивая через ступени, так как Господь видит сердце человека и как справедливый Судия низринет гордого и возведет на высоту смиренного.

    Труд святого Иоанна Лествичника – духовный компас для монахов и мирян. В период Великого поста можно познакомиться или продолжить знакомство с этой книгой, тем самым с надеждой на помощь Бога встать на путь духовного восхождения.

     

    Блудница, ставшая подвижницей

    Земной путь преподобной Марии Египетской и ее подвиг являют собой пример кардинальной перемены образа мыслей, уклада жизни под воздействием благодати. Святые отцы называют это греческим словом «метанойя», то есть изменением себя.

    Из жития преподобной Марии мы знаем, что она жила в V-VI веках. Мария была блудницей, вела разгульный образ жизни и однажды случайно присоединилась к группе паломников, которые плыли на Святую Землю. Паломники спешили посетить храм Воскресения Христова и поклониться Гробу Господню, пошла с ними и Мария, но только Господь не допустил ее даже войти в храм: неведомая сила раз за разом останавливала женщину на церковной паперти. Мария, охваченная ужасом, осознала глубину своего падения, принесла искреннее покаяние и по повелению Божией Матери удалилась в пустыню за Иордан. Преподобный Зосима, который и описал подвиг святой, встретил ее, когда та уже была глубокой старицей. От долгого пребывания в пустыне вид ее тела был странен, не осталось и следа былой красоты. Господь принял ее жертву и удостоил святую жену прозорливости, дара молитвы, а затем принял ее убеленную покаянием душу в небесные обители.

    Подвигу преподобной Марии Египетской посвящено богослужение, которое именуется «Мариино стояние». Совершается оно на пятой седмице Великого поста, обычно в среду вечером. Во время этого богослужения еще раз целиком читается Великий покаянный канон Андрея Критского и вспоминается житие подвижницы.

    Пример жизни преподобной – глубина падения и высота покаяния, на которую указывает нам Господь, – должен побудить и наши порой спящие сердца к действию, к горению перед Богом, к решительному изменению себя.

     

    Заря пасхального ликования

    Завершая святую Четыредесятницу, мы будем вспоминать дивное событие земной жизни Христа, предваряющее путь к Голгофе, – воскрешение Лазаря.

    Этот невероятно трогательный евангельский эпизод можно назвать зарей пасхального ликования. В Лазареву субботу (суббота шестой седмицы Великого поста) священники меняют черные великопостные облачения на белые.

    Евангелие рассказывает нам, что незадолго до иудейской пасхи Христос с учениками пришел в Вифанию, где уже четыре дня как умер Лазарь, друг Спасителя и брат Марфы и Марии. Как человек Христос скорбит вместе со всеми, тоскует и плачет, потому что Лазарь был дорог Ему, но как Бог Иисус несомненно знает, что недолго осталось длиться этой скорби, и пришел Он для того, чтобы победить ее.

    Лазарь, гряди вон! (Ин. 11, 43) – впервые порушена власть смерти. Перед могуществом и любовью Бога отступает шеол (евр. царство мертвых; смерть), ад «изблева своего пленника». Можно подумать, что это только история Лазаря и его личного спасения, но это не так. Это свидетельство любви Божией к каждому из нас, к еще живущим и уже умершим. Именно поэтому Церковь радостно воспевает словами тропаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!». Молва об этом чуде мгновенно разнеслась по всему Иерусалиму и окрестностям, Господа были готовы встречать как Царя и Владыку. Но даже после того, как о произошедшем событии узнали все, фарисеи хотели посрамить чудо Христово и искали Лазаря, чтобы убить. Ему пришлось скрываться, и поэтому свой земной путь он окончил далеко от Иерусалима, на острове Кипр, в сане епископа.

    Как дивно и мудро Господь ведет нас путем святой Четыредесятницы! Он дает нам возможность для воздержания, молитвы и добрых дел, а примером для вдохновения служат святые, память которых, подобно свету маяка, озаряет наше постное поприще. Господь приглашает всех нас начать этот путь и не бояться трудностей, с надеждой приближаясь к заветному дню Пасхи.

    Подготовила Ксения Хайсанова