Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Как жить? В газете — новая рубрика

Как жить? В газете — новая рубрика

Немощь, воля, сила

Как жить? Все мы не раз задавались этим вопросом. «ПС» запускает одноименную рубрику, в которой мы будем поднимать актуальные вопросы, а священники – делиться своей точкой зрения. Один вопрос – несколько ответов, позволяющих максимально глубоко раскрыть самую суть.

Нужна ли христианину сила воли? И как понимать фразу «Сила Божия в немощи совершается»?

 

Иеромонах Прокл (Бойко) – настоятель Никольского храма Димитровграда:

 

Безусловно, сила воли важна, ведь один из главнейших даров Бога человеку – это свободная воля. Мы сами решаем свою судьбу – имеем возможность свободного выбора. Это значит, что от решимости и силы воли зависит и наша временная жизнь, и вечная.

Теперь о цитате «сила Божия в немощи совершается». Не следует вырывать фразу из контекста, иначе можно неправильно понять ее смысл. Апостол Павел, имея некий недуг, просил у Господа исцеления от него, а в ответ получил откровение, в котором Спаситель говорит: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Понимать цитату следует так: преодолевая немощи, мы сильнее чувствуем присутствие и участие Бога в своей жизни, Его помощь. А то, что в обществе принято считать слабостями, может стать для христиан путем познания Бога и совершенствования в духовной жизни.

 

Иерей Даниил Гасников, настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца Ульяновска:

Понятия «сила воли» в православном богословии и аскетике не существует. Есть понятие «воли» как деятельной силы души, руководимой разумом. До грехопадения человеческий ум был здоровым, ведь он не подвергался воздействию страстей. После грехопадения он потерял способность созерцать Бога. Исправление обращенного к страстям ума – это одна из задач христианина. Первым шагом к ее решению будет осознание того, что человек является образом Божиим.

Приведу пример: к преподобному Антонию пришел инок, и сказал: «прошу тебя помиловать меня». Святой ответил: «Я не Бог, чтобы тебя помиловать, если ты себя сам не помилуешь». То есть, если я сам не помилую в себе человека, находящегося в рабстве греха, но имеющего образ Божий, то никто меня не сможет помиловать. Когда человек начинает бороться со своими немощами и грехами, он понимает: собственной силы не хватает, нужно призвать благодать Божию. И из совместного действия благодати и человеческой воли рождается новая личность.

 

Иерей Димитрий Трофимов, клирик Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска:

Цитата «сила Божия в немощи совершается» относится к случаю из жизни апостола Павла. Его, кстати, нельзя обвинить в слабой силе воли или ее отсутствии. Апостол был ревностным миссионером, совершил несколько путешествий с целью распространения христианства среди язычников. В этом случае невозможно не иметь крепкую веру, силу воли, выносливость. В своем послании он перечислил несчастья, которые выпадали на его долю: «три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской, много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников» (2 Кор. 11, 25-26). Тем не менее, именно апостол Павел передает ответ Господа на свои молитвы о том, чтобы Бог избавил его от «жала плоти, ангела сатаны» (2 Кор. 12, 7). Троекратно он молил Господа и получил такой ответ: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2 Кор. 12, 9) От чего же проповедник просил избавить Его? Скорее всего, от телесного недуга. Немощи – это испытания, недуги, которые сдерживают человека. Но это отнюдь не значит, что болящий имеет слабую волю. Скорее, это два параллельных процесса: преодолевая испытания можно укрепить волю.

Человек знает, что от него требуется как от христианина. Есть определенная задача – исполнение заповедей. Апостолу Павлу, в частности, Бог дал задачу проповедовать Евангелие. И он ее исполнил, преодолевая трудности, которые встречались у него на пути, включая телесные недуги. Нам же необходимо следовать примеру апостола.  «Царство Небесное силой берется» (Мф. 11, 12), – говорит евангелист Матфей. Тот, кто прилагает усилия, его и получает. Но чтобы они не были напрасными, все упование нужно возлагать на Бога: мы должны действовать сами, но при этом молиться о том, чтобы Господь благословил наши действия и довершил дело до конца.

 

Иерей Антоний Закурдаев, настоятель Воскресенского храма Ульяновска:

Воля – это одно из свойств человеческой души. На самом деле, сила воли есть у каждого человека. Вопрос в другом: она подчинена душе? Оттого, куда мы ее направляем, зависит и наш путь: мы следуем либо за Христом, либо в противоположном направлении.

Немощи – это не бессилие или безволие. Наоборот, немощные люди имеют крепкий дух: если у человека тяжелая болезнь, то его воля стремится к жизни. Чтобы покаяться, измениться. Вспомним покойного отца Константина (иеросхимонаха Кирилла) Мякишева. Я запомнил его очень жизнерадостным. Последние годы жизни он был немощным в силу тяжелой болезни: ему было тяжело стоять, молиться. При этом, превозмогая недуг, он приходил на богослужения. В этой немощи и заключается сила духа: когда тело ослабевает, люди становятся более духовными. Как только такие телесные страсти, как чревоугодие, блуд берут над нами главенство, то все остальные душевные свойства подчиняются им. Но когда ослабевает тело – оживает дух. В этот момент душа осознает: тело бренно!

Не могу не ответить на вопрос, который часто задают верующие: почему мы говорим о свободе воли, если у нас есть заповеди и другие ограничения? Нравственное богословие отвечает так: вспомним Адама и Еву в раю – в идеальных, тепличных условиях. Как в таких условиях проявить человеку свою волю? Чтобы он действовал самостоятельно, а не по указанию Творца?Для того, чтобы создать человеку условия для проявления собственной воли идти за Богом (или иной дорогой), Господь создает в раю древо познания добра и зла. Как только человек вкушает его плод, то понимает: есть и другой путь,  по которому хочу идти я. И человек выражает волю следовать не за Творцом, а от Него. В этом и заключается свобода воли: ежедневно совершать выбор.

№  2 (538) 27 января 2021 г.