Мироносицы XX века

    Утренняя тишина, лишь изредка нарушаемая пением птиц. Над обычно шумным Иерусалимом еще стояло прекрасное утро. Большинство жителей спали, но несколько женщин шли быстрым шагом по направлению к саду, неподалеку от горы Голгофы. Они торопились к месту погребения Своего Возлюбленного Учителя.

    С тех пор прошло много времени, но вот уже две тысячи лет для православных христиан жены-мироносицы являют собой пример христианских добродетелей: верности, любви, милосердия.

    В чем состоял подвиг христианки в XX веке? Для кого-то в сохранении живой веры в сердце до последних дней земной жизни, для кого-то – в воспитании детей, в милосердии и служении ближним, несмотря на скорбные обстояния: бедность, голод, упадок сил. Сегодня мы рассмотрим книги о судьбах двух героинь, которые служили Господу на разных жизненных поприщах.

    По своему жанру «История одной старушки» – это книга воспоминаний. Но ее нельзя было бы охарактеризовать коротко, обращая внимание лишь на какую-то одну, главную, сторону жизни мемуариста, например: «Воспоминания земского врача» или «Записки монахини». Это – «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий».

    У современного человека (практически у каждого из нас) сразу же возникает недоумение, вопрос: как же можно быть счастливым, страдая?

    Монахиня Амвросия (Александра Дмитриевна Оберучева) родилась в 1870 году, отошла ко Господу в 1944-м. Книга составлена по ее дневниковым запискам, которые она вела всю жизнь и отобрала, привела в порядок, дополнила по просьбе близких незадолго до кончины.

    Ее память живо сохранила подробности семейного, усадебного уклада, студенческого времени в столице, службы земского доктора в глубинке, монашества в обители и (вынужденно) в миру. Здесь же – страницы, посвященные работе врача в полевых лазаретах Первой мировой войны или в холерных и тифозных бараках ГПУ: страшные по сути – и спокойные в своей правдивости.

    Александра Дмитриевна Оберучева

    В литературоведении есть такое понятие — «образ автора». В «Истории одной старушки» этот образ, совершенно неповторимый, присутствует в каждом слове, и в то же время его… нет. Что это значит?

    Читая эту книгу, мы постепенно знакомимся даже не с событиями чьей-то жизни, а с основополагающими, глубинными понятиями христианства, или – с простыми, ясными, чистыми, естественными человеческими чувствами, давно потерянными или никогда не испытанными нами, людьми ХХI века, времени разрушительной силы.

    Так, например, нашего современника может удивить чувство собственного достоинства, которое было заметно всем даже у совсем юной студентки Саши Оберучевой, и ее уважение к каждому человеку, который встречался на ее жизненном пути. Но, пожалуй, основой ее характера можно назвать целомудрие – ту мудрую цельность личности, которую так трудно (а без Христа невозможно) понять и обрести.

    Особенно теплы и трогательны воспоминания о семье, в которой детей растили, «как царевича Иоасафа», стараясь оградить от горя и боли; где мама «говорила тихо и мало, но каждое ее слово было непреложным законом», где отец с любовью внушал детям: «Мы все мамочку должны слушать». Иногда он пошутит или лишнее что-нибудь скажет; например, думает сказать о ком-нибудь, а мамочка посмотрит или только скажет: «Детям нельзя…» И он остановится. Любовь и тепло семьи Оберучевы носили в своих сердцах всю жизнь.

    Александра Оберучева могла «позволить» себе сорвать студенческую забастовку, из-за которой могли закрыть единственный в то время в России женский медицинский институт, отказаться от предложений престижных столичных клиник ради работы земского врача, могла в полном одиночестве отправиться на фронт помогать раненым – просто потому, что знала, что там нужна ее помощь. Она отказалась от замужества (а предложение сделал «хороший врач и замечательный человек») потому, что поняла, что профессия врача несовместима с семейной жизнью. Она готовила себя к этому пути с ранней юности, а затем всегда жила с полной самоотдачей: «Я сама забываю, что существую».

    «Монашество ее было выстрадано всей предыдущей жизнью в миру, опыт страдания и сострадания, обретенный на свободе, помог выстоять в заключении», – верно замечает автор предисловия к книге М. Кучерская.

    В 1917 году, по благословению старца Анатолия (Потапова), Александра Оберучева поступает в Шамординскую обитель, в 1919-м принимает монашеский постриг. После закрытия монастырей, Шамордина и Оптиной пустыни, и до волны арестов и ссылок (которую почти никто из них не миновал) часть иноков и инокинь жила в Козельске в частных квартирах. Небольшую общину шамординских монахинь, к которой принадлежала и матушка Амвросия, окормлял последний оптинский старец иеромонах Никон (Беляев), будущий преподобномученик Никон Оптинский.

    Свою иноческую школу матушка проходила с такой же ответственностью и старанием, с каким делала все в своей жизни. Благодаря ее подробным записям для нас сохранились сведения о жизни отца Никона, содержание его бесед с духовными чадами, письма и наставления, его ответы на вопросы сестер.

     

    «Как же поступать, чтобы легче переносить страдания?» – «Веру крепкую иметь, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, вполне предаться воле Божией».

    Записки матушки Амвросии обрываются на полуслове: в 1941 году из-за болезни она уже не могла работать над ними. Однако всем читателям без исключения жаль расставаться с матушкой, поэтому издатели поместили в приложении сведения о последних годах ее трудной и светлой жизни, воспоминания людей, знавших ее. Только лишь здесь, наконец, все внимание сосредоточено на авторе.

    «Сердце ее было переполнено какой-то особой жалостливой любовью к каждому человеку; изумительным было ее самоотвержение, даже жертвенность. Она не могла вынести чужого несчастья или беды. С удивительной легкостью, не задумываясь о последствиях для себя, она шла на жертву ради других».

    «Матушка так гармонировала с тихим вечером! Ее жизнь клонилась к закату так же, как и солнце, испуская живительные лучи любви и милости ко всем, а душа дарила ближним последние минуты любовного общения».

    Последнее письмо монахини Амвросии (Оберучевой): «Странная моя жизнь! К чему все это ведется? Видно, воля Божия. Да будет воля Божия во всем. Только с благоговейным трепетом ожидаю, что будет дальше. Все так удивительно сотворяется… Как бы исполнить волю Божию, чтобы не нарушить своим вмешательством».

    «Под кровом Всевышнего» – автобиографическая книга Натальи Соколовой, дочери известного духовного писателя, доктора химических наук, профессора Николая Пестова. Книга начинается с жизнеописания детства героини. Яркое, светлое время для ребенка идет параллельно со страшными событиями внутри страны – развертыванием массового террора. Теплым огоньком для маленькой Наташи светила вера родителей, наполняя сердце милосердием и любовью.

    Наташа взрослеет и судьбоносно встречает молодого псаломщика Владимира, который спустя время стал священником. «Каково быть матушкой? И как воспитывать детей в православной среде?» – именно на эти и многие другие вопросы дает ответ книга.

    Издание интересно по многим причинам. И первая из них – автор позволяет людям, которые воспитывались в атеистической семье, увидеть, как живут семьи воцерковленные. Перед читателем раскрываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, бабушками и внуками, братьями и сестрами. Наталья Николаевна описывает не только свою семью, но и другие верующие семьи, с которыми Соколовы дружили, работали или жили по соседству. Она сравнивает православную семью и семью атеистическую, показывая, как отсутствие веры влияет на характер детей.

    Вторая причина – книга интересна еще и как источник информации о Советском Союзе. Описаны советские роддомы, гонения на Церковь и священников, особенности обучения в деревенской школе, отношение к верующим на работе и в вузе, взятки, которые приходилось давать, чтобы построить дом. Много рассказывается о периоде Великой Отечественной войны. Интересно наблюдать и за менталитетом советского человека.

    Третья причина – Наталья Николаевна в жизни встречалась со многими известными людьми, о которых и рассказала в книге. Вот лишь некоторые из них: архимандрит Сергий (Сребрянский), патриархи Сергий (Страгородский) и Пимен (Извеков), наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), священники Димитрий Дудко и Павел Груздев, епископ Псковский Иоанн (Разумов). И это не считая ее отца, о котором рассказано очень подробно.

    Подготовили Наталья Горенок, Ксения Висарова

    № 9 (545) 12 мая 2021 г.