Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Что Спаситель говорил о конце мира?

    Что Спаситель говорил о конце мира?

    Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

    «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней» (Мф. 24, 3-8).

    Так начинается речь Христа, цель которой вовсе не раскрыть судьбу мира и время его конца. Спаситель хочет научить учеников, как они должны вести себя в постоянном ожидании конца мира.

    Для верного понимания евангельского отрывка следует знать, что в нем, во-первых, говорится о судьбе Иерусалима. Во-вторых, – о будущих судьбах царств, и в-третьих, – о конце мира. Из этого следует, что существует несколько уровней толкования слов Христа.

    Исследователь Священного Писания, профессор Александр Лопухин объясняет эту многоуровневость так: «Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий – взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше, то увидим предсказание о судьбе народов и царств; если еще выше – то о последних судьбах мира».

    Вопрос учеников относится к предыдущему стиху, – предсказанию Господа о разрушении Иерусалимского храма: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2). Эта весть повергла апостолов в смятение. В представлении учеников разрушение храма связано с «концом этого века» и судом Божиим. В современном же понимании, конец мира относится ко Второму славному пришествию Христову и Страшному Суду.

    Елеонская гора, на которой происходит разговор Спасителя с апостолами, находилась напротив горы, где и был построен Иерусалимский храм. В ветхозаветную эпоху пророк Захария связывал последний день, в который Бог будет судить, с Елеонской горой: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку […] и придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима […] И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 14, 4-9).

    Иисус прямо не отвечает на вопрос апостолов о сроках конца мира. Прежде всего, Он говорит о том, что появится много обманщиков, выдающих себя за Мессию. Их деятельность будет иметь успех – «многих прельстят» (Мф. 24, 11). Действительно, в I-II веках в Иудеи появлялось большое количество лжемессий – разных сомнительных личностей: как сознательных авантюристов, так и душевно нездоровых. Многие верили им, ведь тогда в народе были широко распространены мессианские ожидания.

    Слово «прельщать» буквально означает «сбивать с пути, заставлять блуждать, водить туда-сюда, обманывать». Таким образом, ученики Спасителя должны были тщательно наблюдать, чтобы их никто не ввел в заблуждение и не обманул.

    Господь называет другие события, которые обычно связывают с приближением конца света: войны, распри, эпидемии, голод, землетрясения и прочие бедствия. Однако Спаситель предупреждает апостолов: «не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец». По толкованию блаженного Феофилакта, Христос «предсказывает будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников. Обычно неожиданность нас более всего устрашает и смущает. Потому Христос заранее смягчает страх чрез то, что предсказывает будущие бедствия».

    Все эти события – постоянные спутники истории человечества. Ученики Христовы не должны впадать в панику. Перечисленные катастрофы – это «начало болезней». Буквальный перевод греческого слова, использованного здесь как «болезнь», служит для обозначения родовых схваток. Получается, что в этих катастрофах должен родиться «новый мир». Через страдания Бог совершает предварительный суд над миром и ведет человечество к покаянию.

    Мы живем в последние времена: с приходом Христа, Его смертью и Воскресением, они уже наступили. И совсем неважно, сколько эти времена продлятся, потому как они – заключительный этап истории человечества.

    № 22 (558) 24 ноября 2021 г.