Пятая суббота Великого поста носит название Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Откуда пошел этот праздник, кто хвалит Пречистую Деву и каковы богослужебные особенности этого дня?
Отвечает клирик Спасского женского монастыря города Ульяновска иерей Иаков Коробков:
Такой молитвенный жанр, как акафист, крепко любим многими христианами за особенную поэзию, богатую возвышенными эпитетами и витиеватыми сравнениями. Акафисты давно и прочно вошли как в домашний молитвенный уклад, так и в храмовый обиход, подчас переплетаясь с уставными богослужениями. Наиболее ранние акафисты – Пресвятой Богородице и Христу Спасителю – были составлены много веков назад (по оценке разных историков, датировка варьируется от VI до XIV века), а позднее по их образцу стали писать подражательные последования в честь различных святых и даже отдельных праздников.
К IX веку относится возникновение особого дня в церковном календаре, когда Великим постом во всех храмах принято возносить благодарственную молитву к Божией Матери, вспоминая как древние чудеса, так и повседневную Ее помощь.
Богослужение пятой субботы Великого поста переносит нас к событиям VII, VIII и IX веков, когда многократно осаждаемый многочисленными врагами (то персами, то арабами, то скифами) Константинополь – столица величайшей христианской империи – был чудесным образом спасен от штурма и разорения. Изначально празднование это совершалось только там, на месте воспоминаемых событий, но позднее праздник стал общим для Восточной Церкви.
В большинстве храмов Русской Православной Церкви эта служба в честь Божией Матери совершается вечером в пятницу пятой седмицы Великого поста. Акафист состоит из 12 кондаков – малых молитвенных строф – и 12 икосов – больших строф с похвальными припевами, начинающимися со слова «Радуйся…» В Субботу Акафиста он разделяется на четыре равных части и вставляется в определенные места утреннего богослужения, снова и снова призывая нас благодарить Божию Матерь и вспоминать Ее заботу о людях всего мира!
В песнопениях этого дня есть любопытная деталь: недавно я узнал, что первый кондак акафиста «Взбранной Воеводе…» в древности имел несколько иной вид, отличающийся от известного нам теперь. По свидетельству Православной энциклопедии, ранее он представлял собой «победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица Ее города, то есть Константинополя, избавленного от ужасов нашествия иноплеменников». И лишь в XIV веке вместо слова «город» было употреблено «раб» и которое впоследствии изменилось на «раби Твои». Таким образом произошло смещение смыслового акцента с конкретного исторического события – спасения отдельно взятого города в отдельно взятой стране – на понятную и близкую сердцу христиан по всему миру идею благодатного Покрова Божией Матери и Ее молитвенной помощи для всех, к Ней прибегающих!
№ 6 (566) 23 марта