На первый день Успенского поста приходится память семи святых мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.
Эти святые относятся к ветхозаветной эпохе и пострадали за полтора столетия до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа.
Епифан или Епиман?
После распада империи Александра Македонского Сирия и Египет стали претендовать на обладание Палестиной, которая располагалась между ними. Сначала эта территория находилась во власти Египта, правители которого не вмешивались в религиозные верования и обычаи покоренных ими народов, – для иудеев это было время мира и безопасности.
В 198 году до Р.Х. Антиох III присоединил Палестину к Сирии, и ситуация изменилась. Правители Сирии активно распространяли греческий язык и культуру в зоне своего влияния. В 175 году до Р.Х. сирийский престол занял Антиох IV Епифан, то есть «славный». Однако вскоре за свой характер и выходки он получил прозвище Епиман, то есть «помешанный». Так, например, после неудачной попытки в 169 году до Р.Х. покорить Египет он в гневе пошел на Иерусалим, разграбил и сжег город, убил многих жителей.
Антиох IV видел в иудеях предателей Сирии, поэтому считал необходимым или заставить их отречься от своей веры, или уничтожить их физически. Началось жестокое религиозное гонение: обрезание, хранение свитков Священного Писания, соблюдение субботы каралось смертью. Иудейское богослужение было запрещено, повсеместно устанавливались алтари языческим богам. В 167 году до Р.Х. на храмовом жертвеннике всесожжения в жертву была принесена свинья – для иудеев такое являлось вершиной нечестия.
Мужественный учитель
В это трудное время довелось жить Маккавейским мученикам. Прозвище Маккавей в переводе с еврейского означает «молот».
Первым пострадал учитель семи братьев – девяностолетний старец Елеазар. Закон Моисеев запрещал есть свинину как мясо нечистого животного. Елеазара пытались накормить силой, но он, не убоявшись, выплюнул свиное мясо. Прежде всего он хотел подать добрый пример своим ученикам. За ослушание старца приговорили к колесованию. Эта страшная казнь – одна из «вершин» человеческой жестокости. Приговоренный испытывал жуткую боль. Однако Елеазар, к удивлению палачей, мужественно перенес казнь и умер, не отрекшись от истинного Бога.
Вера в воскресение
Настал черед семи братьев. Их мудрая мать Соломония убеждала своих детей не предавать веру. Перед семьей разложили орудия пыток, чтобы устрашить мучеников. Первым на глазах у всех был жестоко казнен старший сын. Остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Самого младшего, седьмого, сына Антиох пытался склонить к отречению от веры различными обещаниями. Он даже попытался заставить Соломонию повлиять на сына, чтобы он сохранил себе жизнь, отрекшись от Живого Бога. Соломония же, наоборот, укрепила в юноше решимость мужественно перенести все пытки для того, чтобы он смог встретиться со своими братьями в Царстве Небесном. Младший сын отверг «благосклонность» тирана. Он был подвергнут более жестоким мучениям, чем его братья. Соломония присутствовала при пытках сыновей. Ее укрепляла вера в будущее воскресение мертвых. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой к Богу и скончалась. Она, так же как и ее сыновья, почитается в сонме святых мучеников.
Восстание
Такая жесткая религиозная политика вызвала недовольство иудеев. Началось восстание против Антиоха Епифана, которое возглавили старый священник Маттафия с пятью сыновьями. Подвиг братьев Маккавеев еще больше воодушевил восставших. Они одерживали победу за победой. В 165 году до Р.Х. умер Антиох, воевавший с парфянами, поэтому Лисий, влиятельный сирийский генерал, был вынужден пойти на уступки Иуде Маккавею, который в тот момент руководил иудейским сопротивлением. Иерусалимский храм был очищен от идолов и заново освящен в 164 году до Р.Х., то есть спустя три года после его осквернения Антиохом Епифаном, повелевшим принести в нем в жертву свинью.
В честь освящения Храма был учрежден ежегодный праздник (совр. Ханука). О нем упоминает евангелист Иоанн Богослов, называя его «праздником обновления» (Ин. 10, 22).
Похвала мученикам
О Маккавейских мучениках повествуется во Второй книге Маккавейской (6-7 главы), которая входит в состав Библии.
Святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст посвящали похвальные слова святым мученикам Маккавеям.
Так, например, святитель Иоанн призывает христиан подражать мужеству святой Соломонии: «Помышляя о всем этом, и жены, и мужи, и юноши, и старцы, начертав на сердце своем, как бы на какой-нибудь доске, подвиги и ратоборство этой жены, будем сохранять в душе нашей ее терпение, как постоянное наставление к презрению бедствий, дабы мы, будучи здесь подражателями добродетелей этих святых, и там могли быть общниками венцов их. Какое они показали любомудрие в опасностях, такое и мы покажем терпение в обуздании безумных страстей – гнева, корыстолюбия, сластолюбия, тщеславия и всего прочего подобного. Если мы преодолеем пламень этих страстей, как они – огонь, то будем иметь возможность стать близ них и иметь одинаковое с ними дерзновение».
А святитель Григорий Богослов наставляет: «Будем подражать Маккавеям – и священники, и матери, и дети. Священники – в честь Елеазара, духовного Отца, показавшего превосходнейший пример и Словом, и делом; матери, в честь мужественной матери, да окажутся истинно чадолюбивыми и да представят чад своих Христу, чтобы самый брак освятился такой жертвой; дети да почтят святых юношей и да посвящают время юности не постыдным страстям, но борьбе со страстями… Желаю, чтобы пользовались древними сказаниями, но пользовались также и новыми и, подобно пчелам, отовсюду собирали полезнейшее в состав единого сладкого сота, дабы и чрез Ветхий и чрез Новый Завет прославлялся в нас Бог».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»