Продолжение. Начало в № 3 (611) от 14 февраля 2024 года
В 2024 году начало Великого поста приходится на понедельник, 18 марта. Церковь начинает готовить верующих к этому моменту заранее – в течение месяца. На воскресных Литургиях в этот период читаются евангельские притчи, сюжеты которых отражены в знакомых нам названиях: «Неделя о мытаре и фарисее», «Неделя о блудном сыне», «Неделя о Страшном Суде».
Последнее воскресенье перед началом поста называется Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем. Следует помнить, что слово «Неделя» в языке церковного богослужения означает воскресный день, а семидневный период называется седмицей.
Одной из составляющих подготовки к Великому посту является церковная гимнография. Песнопения этого периода пронизаны покаянным духом. Создавая их, песнописцы, как правило, брали за основу сюжеты евангельских притч.
10 марта – Неделя о Страшном Суде. Свое название она получила потому, что в этот день за богослужением читается евангельский отрывок, посвященный Последнему Суду Спасителя над миром во время Его Второго пришествия. В русской традиции этот суд принято называть Страшным Судом. Содержание богослужебных текстов этой Недели подчинено теме Страшного Суда, которая развивается на основе упомянутого евангельского чтения, а также других мест Священного Писания. Она также носит название мясопустной, так как это последний день перед Великим постом, когда церковный устав разрешает вкушение мяса.
В день Последнего Суда Господь как Пастырь отделит праведников от нечестивых. Праведники наследуют Царство Небесное, уготованное им от создания мира. Грешники, напротив, пойдут в муку вечную, уготованную диаволу и ангелам его. Спаситель называет главный критерий, на основе которого будет происходить разделение, – совершал ли ты добрые дела по отношению к ближнему или нет. При этом Господь относит наши добрые и злые дела в отношении ближних к Самому Себе: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25, 42-43, 45).
В богослужебных текстах этого дня встречаются упоминания о трубном гласе и всеобщем воскресении мертвых, о раскрытых книгах, в которых записаны дела людей, об огненной реке, о потрясении всего мироздания при пришествии Христа-Судии: «небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется». Все перечисленные детали взяты из книг Священного Писания и призваны изобразить величественную картину Последнего Суда и завершения земной истории человечества.
Давайте почитаем стихиры на «Господи, воззвах…». Именно они первыми прозвучат на всенощном бдении этого дня, задавая настрой всему богослужению.
«Когда Ты вознамеришься придти суд праведный сотворить, Судия праведнейший, восседая на престоле славы Твоей, река огненная ужасающая пред Твоим судейским местом увлекает всех, и предстоят Тебе небесные Силы, и люди со страхом судятся, в том, что каждый соделал; тогда пощади нас, Христе, и удостой участи спасаемых, как милосердный, с верою молим Тебя».
«Книги раскроются, явлены будут деяния людей перед нестерпимым судилищем, и огласится вся долина плача страшным скрежетом, при виде всех согрешивших, в муки вечные судом Твоим праведным отсылаемых, и напрасно плачущих жалостно. Потому Тебя молим, Благой: “Пощади нас, воспевающих Тебя, единый Многомилостивый!”».
«Возгласят трубы, и опустеют гробницы, и воскреснет все естество человеческое трепещущее: доброе соделавшие в восторге радуются, ожидая получения награды; согрешившие же трепещут, страшно рыдая, в муку посылаемые и от избранных отделяемые. Господи славы, пожалей нас, как благой, и удостой участи возлюбивших Тебя».
«Плачу и рыдаю, когда чувством представлю огонь вечный, тьму внешнюю, и тартар, и ужасного червя, а также – и зубов скрежет непрестанный, муку, предстоящую безмерно согрешившим и Тебя, преблагого, нравом злым прогневавшим, – из них один, и притом первый – я, несчастный! Но милостию Твоею, Судия, спаси меня, как милосердный».
Фактически, слыша эти тексты, человек уже как бы находится на Страшном Суде: он судит сам себя, оценивает свою жизнь меркой евангельских заповедей и размышляет над тем, что ему предстоит исправить. Образы наказаний – огонь, тартар, червь и т.п. – понимаются в православной традиции не буквально. Святые отцы очень трезво размышляли о реальности будущего века, не фантазируя. Подробные описания рая и ада, утех и наказаний сочинялись в народной среде, как правило богословски малограмотной. Наказание грешник сам подготавливает себе на земле, взращивая в своей душе постыдные желания и стремления – страсти. Именно страсти и мучат человека в посмертной реальности, так как там он не имеет возможности их реализовать.
В стихирах мы слышим прекрасный совет о том, как можно избежать осуждения на Страшном Суде: «Заповеди Господа познав, так и будем поступать: алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странников к себе введем, и пребывающих в темнице посетим, чтобы и нам сказал Тот, Кто будет судить всю землю: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство!”».
Прощеное воскресенье в 2024 году выпадает на 17 марта. Оно носит название Недели сыропустной, так как это последний день перед Великим постом, когда церковный устав разрешает вкушение сыра, масла, творога и других молочных продуктов. Это воскресенье посвящено созданию человека, его падению и изгнанию из рая. В богослужебных текстах мы слышим три темы: грехопадение Адама и его следствия, вступление в Великий пост, прощение ближних. Эти темы тесно связаны между собой – мы желаем вернуться в потерянный рай, но для этого нам необходим усиленный духовный подвиг, который начинается с испрашивания у ближних прощения.
Тема прощения появляется в евангельском чтении этого дня: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).
Вечером этого воскресного дня совершается удивительная служба – вечерня с чином прощения, когда все вступающие в Великий пост примиряются друг с другом.
Иерей Димитрий Трофимов