Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Стремиться быть благоразумными домоправителями

    Стремиться быть благоразумными домоправителями

    Притча о благоразумном домоправителе приведена в Евангелиях от Луки и Матфея. Домоправитель – это раб, который управляет домом своего господина и является посредником между господином и его низшими рабами. Должность домоправителя занимали, как правило, лучшие из рабов, которые должны были быть мудрыми, верными своему господину, уметь бережливо относиться к имуществу. В обязанность домоправителя входила забота о содержании остальных рабов – он должен был раздавать им в свое время определенное каждому количество хлеба.

    Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 42-48).

    Под верным и мудрым домоправителем, который раздает хлеб, следует понимать церковных пастырей, которые поставлены в дому Божием, то есть в общине церковной, раздавать пасомым духовные дары – совершать таинства, богослужения, возвещать святое Евангелие. В принципе, под домоправителем можно понимать любого христианина, который призван достойно исполнять порученные ему обязанности. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одарен ли ты мудростию, или вручена тебе власть; богат ли ты или имеешь что другое: ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих и для своей погибели». В противном случае за свое нерадение христианин может оказаться в разряде неверных рабов.

    Достойный домоправитель будет награжден – господин дома поставит его над всем своим имением, то есть поручит ему более высокое и ответственное служение. Награда эта символизирует радость Небесного Царства, уготованную для верных исполнителей заповедей Христовых. В настоящей жизни праведники участвуют в будущей славе лишь отчасти, как бы предвкушают ее. Полнота же ее наступит после всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, когда души умерших соединятся с воскресшими нетленными телами, которые будут являть внутреннее содержание каждого человека, приобретенное за прожитую им на земле жизнь.

    Неверный же домоправитель – это такой раб, который не исполняет своих обязанностей и забывает о том, что в конце концов ему придется дать отчет хозяину дома, поставившему его руководить. Такого раба можно отождествить с беспечными и нераскаянными грешниками. Слова придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает указывают на неизвестность и внезапность Второго пришествия Христова или смерти каждого, после которой, по церковному преданию, над человеком совершается так называемый частный суд.

    В притче изображается наказание, которому будет подвергнут нерадивый домоправитель, – его рассекут пополам. Такой вид казни был известен у восточных народов: евреев, египтян и других. Таким образом, в притче о неверном домоправителе Христос использует образы, взятые из культуры Ближнего Востока и понятные его слушателям.

    Под неверными следует понимать язычников, которые не входили в ветхозаветную Церковь. Матфей вместо слова «неверные» использует слово «лицемеры» — это люди, чьи души наполнены страстями, но которые стремятся перед другими лишь выглядеть добродетельными, не меняясь внутренне. Нерадивый домоправитель разделит участь неверных и лицемеров, то есть подвергнется наказанию. В символическом толковании речь идет о загробной участи, которая ожидает нерадивого христианина и нераскаянного грешника. В варианте евангелиста Матфея добавлена фраза там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24, 51), что указывает на тяжесть адских мучений.

    Пассаж о двух рабах, знавшем и не знавшем волю господина, призван показать, что Богу известны обстоятельства жизни каждого человека, все сокровенное и тайное, и это будет иметь вес на Последнем Суде.
    Святитель Василий Великий говорит: «Если один биен будет много, а другой мало, то почему же говорят, что нет конца мучению грешников? Сказанные слова указывают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего; другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого; и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений и другой тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов».

    Следует помнить, что когда древние святые отцы, подобные святителю Василию Великому, говорили о загробной участи, они использовали образы из Священного Писания. Взяты они из фактов, событий, практик, имевших место в земной истории. Так, геенна – это территория около Иерусалима, где постоянно горел огонь и сжигался мусор, фактически городская свалка. Тьма кромешная напоминает о самой суровой части тюремного комплекса древности – темнице. Она тщательно охранялась, и там не было даже маленького окошка. Все эти образы не принято понимать буквально. Бесы, жарящие на сковородках грешников, – это карикатура, призванная высмеять учение Церкви. Все гораздо тоньше и серьезнее. Страсти, неправедные желания человека разной степени интенсивности будут мучить человека. В вечной жизни уже нельзя будет выпить водки, самоутвердиться за счет унижения слабых, нельзя будет присвоить себе чужое или соблудить. Двери ада заперты изнутри. Человек сам мучит себя. В Царствии Небесном везде явно будет Бог, но Он насильно не может взломать сердце человека. Такие люди сами отделятся от Него. Начинается такое состояние уже в этой жизни и, если ничего в ней не менять, продолжится в вечности. Поэтому нам и даны заповеди Христовы – как мера, линейка, на которую мы можем ориентироваться.

    Будем же стремиться стать благоразумными домоправителями своей жизни и того богатства, которое нам вверил Бог.

    Иерей Димитрий Трофимов