Подвиг матери… Испокон веков материнство воспевалось поэтами и писателями на всех языках мира. «Настоящее материнство – мужественно», – говорила Марина Цветаева. При этом само понятие радости материнства не подвергалось сомнению. Так где же истина? Легко ли быть многодетной мамой? Сложно ли воспитывать приемных детей? Эти вопросы мы задали женщине, которая знает о материнстве не понаслышке. Вместе с мужем Валентина Петровна Григорьева, жительница Мелекесского района, воспитывает 13 детей, 10 из которых – приемные.
– Валентина Петровна, как вы познакомились с мужем?
– Мы с Николаем познакомились летом 1974 года. Я приехала на каникулы в деревню к маминой сестре. Вечером с подругами пошли в местный клуб. Там и заметил меня Николай. Стал ухаживать. Четыре года дружили. После армии сделал предложение, в 1978 году сыграли свадьбу.
– Когда вы поженились, заходила ли речь о том, сколько должно быть малышей в семье?
– У нас с мужем были большие семьи. В семье у Николая – шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. У меня также. И когда создавали семью вопроса не возникло – какая будет семья? Оба решили: большая. И были готовы к этому.
– У вас есть и свои дети. Расскажите о них. И как пришла мысль взять приемных? Кто был инициатором этой идеи?
– Родных детей у нас с мужем трое. Две девочки и мальчик. Их вырастили, как мы думаем, хорошими и достойными людьми. У всех троих высшее образование. Сейчас дети сами себя обеспечивают. Когда они выросли и стали жить отдельно, мы с мужем стали скучать без детского смеха и озорства. Супруг тогда работал на вахте, а я в большом доме осталась одна. Я себе в маленькой кастрюле и суп сварить не могла! То пересолю, то еще что – привыкла варить на большую семью. Вот думаю, кто-то сейчас голоден, а я телевизор смотрю. Решила себе подружку взять, девочку приемную, а дали двух. Мне веселее стало – бантики, косички… Я на огород – они за мной. Все вместе делали.
Опека смотрит – ага, все хорошо, надо вам, Валентина Петровна, еще двух. Согласилась. Позвали в «Радугу» (Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ульяновска – прим.ред.), иду и думаю – ну как выбрать? Вывели мне одну семью, а там четыре ребенка! В другой – тоже! Говорю – вторую не показывайте, а то я и ее заберу. Всех жалко! Всем добра хочется! Так у нас появилось еще четверо ребятишек. Потом в течении трех лет к нам в семью пришли еще четыре мальчика. Вот мы и стали огромной и дружной семьей. Мама, папа, трое родных и десять приемных детей.
– Есть ли разница в воспитании своих детей и приемных? С кем вам, как маме, сложнее? С кем проще? Как складываются отношения у родных и приемных детей?
– Разницы мы не видим. Дети они и есть дети. Каждому нужны тепло рук, ласка и любовь. Родные дети относятся к приемным, как к своим. Для некоторых стали крестными. Конечно, стараются быть примером.
Все они называют меня мамой. Сами стали, даже вопросов не возникало ни у кого. Хотя думала, что я для них скорее бабушка. Но им нужна именно мама…
– Случалось ли, чтобы у Вас «опускались руки»? Как выходили из сложных ситуаций?
– В каждой семье есть и трудные дети, и послушные, но за все время воспитания у нас ни разу не возникла мысль о том, чтобы вернуть их обратно. Ребенок – не игрушка, с которой можно поиграть и бросить. Это чувствительные и хрупкие маленькие люди. Да и как вернуть – две недели у нас – и все, они уже свои, родные.
Наша семья старается с Божией помощью преодолевать все возникающие на нашем пути трудности. Мы с мужем доносим до деток ценность хороших поступков и важность быть честными, добросовестными людьми.
– Многие считают многодетность подвигом именно женщины, ведь хлопоты и по хозяйству, воспитание детей, по большей части, ложатся на ее плечи. Вы согласны? Считаете ли, что материнство – предназначение вашей жизни? Реализуете ли себя в работе, хобби?
– Многодетность – это не подвиг, а состояние души. Где растет один ребенок, там может вырасти и второй, и третий. А о предназначении я и не задумывалась. Материнство дается Богом. Женщина испокон веков отвечала за сохранение очага, семьи.
Хобби? Даже не знаю… Водить машину люблю, очень! Я за рулем более 25 лет, раньше работала водителем трамвая. И до сих пор люблю ездить. Сейчас это «хобби» очень выручает – надо возить много продуктов. Да и детей тоже. Бывает, выступают с концертами или конкурс у них – садимся и едем.
– Как распределяются роли у вас в семье?
– В нашей семье главным является папа. Он друг и наставник детей. Я его помощница и поддержка. Последнее слово всегда за ним. И чаще всего это: «слушайте мать»! (смеется – прим.ред.) Старшие помогают маленьким. Маленькие слушают старших. Мы с мужем стараемся вырастить детей с добротой и уважением друг к другу, а также к людям старшего поколения. Роли «доброго» или «злого полицейского» не играем, но в определенных случаях строгость слова применяем. Можем и в угол поставить. Я думаю, без разумного наказания тоже нельзя.
– Как вас поздравляют дети в день рождения? Каждый готовит свой подарок? Или все вместе, общий? Какой подарок вы как мама мечтали бы получить от своих детей?
– На мой день рождения дети готовят общий подарок вместе с внуками. Он ни с какими другими подарками в сравнение не идет. Ребята готовят представление или концерт с различными выступлениями. Начиная от рисунков, заканчивая танцами. Каждый вкладывает всю свою любовь. Самый дорогой подарок для меня – знать, что мои дети здоровые и достойные люди.
– Что жизнь в многодетной семье дает самим детям? Проще или сложнее жить ребенку, если он из многодетной семьи?
– Жизнь в многодетной семье учит детей уважению, самоотдаче, взаимовыручке.
От нас неподалеку есть два-три дома, их отдали выпускникам детского дома. Так они совсем не умеют вести хозяйство! Элементарно даже чай заварить. Я ходила к ним объяснять и показывать. Конечно, воспитатели – все хорошие люди, заботятся о детках, но это не семья. В детском доме и интереса нет, чтобы научиться чему-то. А в семье это происходит само собой.
– Может ли приемная семья заменить родную? Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы воспитать детей счастливыми?
– На мой взгляд, нужны, прежде всего, любовь и семейное тепло. Может ли заменить приемная семья родную? Смотря какая, конечно… Но я думаю, что может, если семья порядочная, хорошая. Вот, взяли самого последнего мальчика, он был очень зажатым, замкнутым. Мы его окрестили, отогрели – и выправился парень! Сейчас все прекрасно. И улыбка-то какая красивая сразу стала и сам он весь – совсем другой человек!
Беседовала Марина Орлова
Газета «Православный Симбирск» № 20 (532), 28 октября 2020 г.