Главная / Газета «Православный Симбирск» 2020 год / Через образование – ко Христу. Об Иване Яковлеве – просветителе чувашского народа

    Через образование – ко Христу. Об Иване Яковлеве – просветителе чувашского народа

    23 октября 2020 года исполнилось 90 лет со дня кончины Ивана Яковлевича Яковлева – великого просветителя чувашского народа. Большую часть своей жизни он прожил в Симбирске, где основал чувашскую учительскую школу и стал инициатором открытия при ней домового храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

    Иван Яковлевич родился в 1848 году в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Его мать умерла после родов, и младенца приютили соседи. Фамилию и отчество Иван Яковлевич получил во время Крещения от крестного отца. Он получил образование в Бурундукском удельном и Симбирском уездном училищах, а также в Симбирской классической гимназии. Во время учебы у него появился первый ученик: молодой человек пришел из родной деревни Яковлева, чтобы получить образование, и Иван в начал готовить его к учебе. Впоследствии этот ученик стал педагогом Среднетимерсянской школы, а потом и священником-миссионером в чувашских приходах Тетюшского района Татарстана.

    Чувашская народная учительская школа, преобразованная в училище, готовила учителей для церковно-приходских и народных школ. Главная цель Яковлева – через образование привести чувашей ко Христу.

    С самого детства Иван Яковлевич видел, что его родные крещены, но ходят в церковь редко, ссылаясь на непонимание богослужения. В XIX веке в чувашских деревнях русским языком владели единицы. А в храмах служили на церковнославянском языке исключительно русские священники. Чтобы преодолеть эту проблему, было необходимо создавать национальные школы в деревнях и сделать богослужение понятным и доступным.

    Симбирская чувашская школа стала форпостом переводческой деятельности: в первую очередь, были переведены книги Священного Писания. С течением времени занялись переводом и богослужебных книг: всенощного бдения, Божественной литургии, таинств и треб, воскресных и праздничных последований служб. В результате этой деятельности появился минимальный комплект текстов, которые необходимы для совершения богослужений, появилось чувашское священство.

    По уставу Симбирской чувашской школы каждый день начинался и заканчивался общей молитвой воспитанников, на двунадесятые и великие праздники необходимо было присутствовать на всенощной и литургии. Когда количество воспитанников возросло и стало затруднительно посещать богослужения в приходских храмах, возникло решение о строительстве своего. Школа располагалась на берегу Свияги в нескольких одноэтажных помещениях. Для храма выделили одно из зданий, в котором размещалась столярная мастерская и библиотека. Впоследствии его перестроили, добавив апсиду для алтаря и второй этаж, где разместился музыкальный класс. В программу обучения обязательно входило церковное пение. Специально для хора чувашские богослужебные песнопения были положены на церковную музыку. Этим занимался директор Петербургской певческой капеллы Степан Смоленский – он с Иваном Яковлевичем учился в Казанском университете. Любопытный факт: на отпевании Ильи Николаевича Ульянова песнопения исполняли два хора, одним из которых был хор учащихся чувашской школы.

    Храм чувашской школы в Симбирске после перестройки

    В 1919 главный идейный вдохновитель чувашского просвещения ушел на пенсию. И для него начался период гонений. Яковлева стали обвинять в сепаратизме и национализме. В 1922 году Иван Яковлевич покинул Симбирск и переехал в Москву. В 1930 году патриарх чувашского народа умер. Несмотря на желание быть погребенным на территории созданной им школы, рядом с храмом, его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

    Чувашский народ должен помнить своего просветителя. Благодаря Ивану Яковлевичу в селах Нижние и Верхние Тимерсяны, Новые и Средние Алгаши, Богдашкино, Кайсарово появились храмы и школы.

    В назидание потомкам Иван Яковлев составил Духовное завещание чувашскому народу, исполненное любви к нему и боли за его будущее. Главный завет просветителя – это вера: «…Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный»

     

    Иерей Владимир Маняков

    Газета “Православный Симбирск” № 20 (532) 28 октября 2020 г.