Размышляя о главном

    О нас, сегодняшних, и для нас, сегодняшних, – именно так хочется охарактеризовать новую книгу протоиерея Андрея Ткачева. Удивительно, как священнику удается настолько точно почувствовать «нерв времени» и ответить на самые злободневные вопросы.

    «Каюсь, что я не ангел» – так называется новая книга известного проповедника протоиерея Андрея Ткачева. На первый взгляд может показаться, что книга автобиографическая и перед нами еще одна история жизни священника – интересная, насыщенная, во многом поучительная и в очередной раз заставляющая подумать о том, как же, все-таки, Господь все премудро устраивает.

    Отнюдь. Это сборник проповедей отца Андрея, одна из которых и дала название всей книге. Впрочем, фактор этот ничуть не смущающий. Отца Андрея одинаково интересно и смотреть, и слушать, и читать. Проповеди священника заставляют задуматься как о сути описываемых событий в Священном Писании, так и о своей духовной жизни или ее отсутствии.

    Для удобства читателя книга разделена на семь глав. Отдельно хочется отметить современную обложку, выполненную в стиле минимализма.

    В первой главе «Поучение о наших временах по предсказанию монаха-пустынника Антония Великого» отец Андрей сразу же обращается к непростым, но важным вопросам, которые задает себе не только каждый православный христианин, но и каждый человек вообще. Чем люди живы, куда уходит время, что нас ждет впереди? – вопросы, ответы на которые нужно потрудиться найти. Священнослужитель делает эту попытку и призывает нас к активному размышлению.

    «Новые искушения современного времени» – глава, которая просто необходима сегодня для чтения. Казалось бы, грехи и пороки на протяжении всей истории человечества одни и те же, однако напоминание о них никогда не теряет своей актуальности. И не просто напоминание, а еще и призыв заменять порок добродетелью, ибо это способ к исправлению и преображению собственной жизни.

    Все же стоит отметить, что на определенном временном интервале какие-то человеческие проблемы становятся особенно животрепещущими. Скажем, грех сребролюбия имеет очень давнюю историю, и вопросы борьбы с ним остаются актуальными и в наши дни. А вот проблема одиночества человека в мегаполисе вкупе с сопутствующими депрессивными состояниями стала особенно острой в XXI веке. Почему? Дело в процессе урбанизации. Население городов впервые преодолело отметку более 50 % населения Земли, сохраняя стойкую тенденцию к увеличению роста. Впервые в истории население городов стало больше, чем население деревень и сел. «Тюрьмой в гирляндах» называет город отец Андрей. Но вместе с тем добавляет, что дело не столько в городах и в бегстве от них, сколько в самом человеке, который «всюду приносит себя самого».

    А еще бывает у современного человека состояние, когда нет покоя, да и не знает человек, где его искать. Или хочется просто взять и отменить все запреты разом. Ничего же от этого не изменится… Или все же изменится? А еще молодые люди одеты, обуты, здоровы и сыты, но им все равно отчего-то вдруг мучительно грустно. Почему так? Градус тем, поднимаемых священником, становится все более острым с каждой прочитанной главой.

    «Для делания какого рода наше время подходит лучше всего?» – это не просто вопрос, часто задаваемый верующим человеком, а название третьей главы книги. В ней известный проповедник делится своими размышлениями о том, почему русская деревня должна заменить Мальдивы, как добродетели превращаются в карикатуру, что такое праведность в миру, какие времена лучшие и в какую эпоху стоило бы вернуться.

    Четвертая глава посвящена теме: «Крепкая семья – иллюзия или реальность?» Интересна сама постановка вопроса, которую сложно было бы себе представить, допустим, в дореволюционной России. Сегодня все сложнее объяснить молодежи, почему семья – это большая ценность. И если в школьных учебниках по литературе дети знакомились с басней Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья» – в ней мудрый отец призывал детей к единству, показывая прутик, который легко сломать, и веник, сломать который невозможно, то сегодня молодежи средства массовой информации навязывают совершенно иную парадигму. Герой непременно должен быть одиночкой, ему все мешают, он яркий и самодостаточный – этот образ активно пропагандируется с экрана телевизора и со страниц книг. Кроме того, все большее количество молодых людей и девушек ставит карьеру на первое место, отмечая, что «семья мешает саморазвитию», во всяком случае, дети уж точно. Что не смогла сделать война, делает теперь пропаганда. Увы, но Россия до сих пор не может выйти из демографического кризиса…

    Нельзя не отметить рассказ «Кирпич», который выбивается из всей книги своей необычностью. История насколько нелепая и умилительная, настолько и поучительная. Она о творении маленьких добрых дел, на самом деле, так необходимых.

    О «Правильном отношении к жизни» повествует пятая глава. Интересной выглядит интерпретация священником известного многим образа трех мартышек: одна закрывает лапами глаза, другая – уши, а третья – рот. Оказывается, они… греха боятся! «Я на грех не смотрю, о грехе не рассказываю и слышать о нем не желаю», – вот о чем могут напомнить православным христианам эти забавные обезьянки.

    А еще в этой главе есть интересные рассуждения о «портрете дома» или о малой ектенье «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Как радоваться после поста, но не впадать в язычество? – еще одна важная тема.

    Проповедь «Дерзкие советы молодых» так и просится на краткий пересказ. В ней упоминается Ровоам, сын царя Соломона. Как известно, «короля делает свита», поэтому и молодой Ровоам нуждался в советчиках. Таковые были еще при царе Соломоне и, естественно, они пришли на помощь молодому царю Ровоаму. Однако была в его окружении и «золотая молодежь» того времени, его сверстники. И если советники царя Соломона давали дельные осторожные советы, то молодые и спесивые призывали все делать с точностью до наоборот. Их-то новый царь и слушал, в первую очередь. А народ роптал. Привело это к расколу, который так и не уврачевался по прошествии длительного времени.

    Шестая глава книги «Каюсь, что я не ангел» повествует о «собственных усилиях на пути к спасению». Здесь отец Андрей размышляет о посте, о ложном стыде своей веры, о настоящем прощении. Читатель случайно становится свидетелем разговора двух людей в рассказе «Дождь. Кафе. Практический патерик». Это не обычный пустой разговор, какой часто можно услышать на улице, но разговор, из которого, пожалуй, следует кое-что вынести. Отдельная проповедь посвящена… китайцам. Но, пожалуй, одной из наиболее впечатляющих и отрезвляющих не только в этой главе, но и во всей книге, становится проповедь, «Каюсь, что я не ангел». Она о том, почему происходит умножение греха. И еще о борьбе за жизнь.

    Заключительная глава «Приметы нового времени, открытые нам в Священном Писании» повествует о новом смысле ветхозаветных праздников, о времени важных событий, о том, что такое «священное бездействие», кто такие «постовые собеседники» и, наконец, о спасении.

    Рассказы и проповеди расположены таким образом, чтобы каждая из глав помогала осветить наиболее частые вопросы, которые задают сегодня верующие люди.

    Уверяю, что после того, как будет перевернута последняя страница, захочется вновь внимательно перечитать отдельные фрагменты книги и поразмышлять на многие упомянутые темы.

    Сергей Николаев

    № 18 (554) 22 сентября 2021 г.