Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / «У всех свои вопросы к Богу»

    «У всех свои вопросы к Богу»

    Путь к священству всегда уникален и назидателен. Гость нашего номера – иерей Сергий Долгунов – поделился своей историей воцерковления, рассказал о служении в сельских храмах и первостепенной задаче священника.

    – Отец Сергий, в октябре два окормляемых вами храма отмечают престольные праздники. Расскажите, пожалуйста, об особенностях каждого из приходов.

     

    – В храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Тимирязевском меня благословили служить после священнической хиротонии в 2015 году. В прошлом году я стал окормлять еще и Покровский храм в одноименном селе. В пятницу вечером в Покровском служим вечерню и утреню, в субботу – литургию. А богослужения воскресного дня совершаем в Тимирязевском.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – домовый, он располагается в здании Научно-исследовательского института сельского хозяйства. Десять лет назад инициативная группа во главе с сотрудником института Виктором Альбертовичем Даниловым обратилась к владыке Проклу с просьбой благословить организацию прихода и освятить место для строительства храма. Во временную домовую церковь владыка дал антиминс для служения Божественной литургии. Из-за недостатка финансирования стройка встала. Сейчас мы подготовили проект здания храма.

    В Покровском церковь была построена в начале 1990-х годов на историческом месте. До революции в селе был белокаменный Покровский храм, но архивных документов о нем не сохранилось, только изображения. Население в Покровском по большей части чувашское, пришлось выучить несколько возгласов на национальном языке. Для прихожан это важно.

     

    – Есть ли разница между служением в городе и в сельской местности?

     

    – Сложно сравнивать, ведь в городе мне довелось служить только во время ставленнических сорокоустов. Основное различие, конечно, в количестве служб. В большинстве городских храмов богослужения совершаются каждый день – там служат несколько священников. В селе же свои особенности – здесь ближе общаешься с людьми. Священник в курсе практически всех важных событий в жизни прихожан.

     

    – В чем, на ваш взгляд, главная задача священника?

     

    – Первостепенная задача всегда и везде – совершать Божественную литургию. Для этого и открываются храмы. Будешь служить – появятся и заботы, и проблемы, и мудрость от Бога, как их решать. В Покровском на приходе колокола самодельные, начнут звонить – на все село! Слышат люди звон – и хоть краешек их души, но он зацепит. Хотя бы так народ про Бога вспомнит. А там и совесть всколыхнется. Вот такое тихое, незаметное служение и важно в селе.

     

    – Были ли у вас иллюзии о священстве перед рукоположением, которые потом развеялись?

     

    – Не могу такого припомнить. Мое решение было взвешенным и обдуманным. Я понимал, на что иду. Да и житейский опыт к этому моменту накопился. Так что глубинных разочарований я не испытал.

    – Как начиналось ваше воцерковление?

     

    – Первый раз сознательно пришел в храм исповедоваться в 2004 году. Нас с супругой волновало отсутствие детей на протяжении 13-ти лет совместной жизни. Обследовались у врачей, результата нет. Где еще, как не в Церкви, искать ответы на вопросы, почему в нашей жизни все так? зачем Господь послал нам это испытание? Мы стали читать труды святых отцов, и постепенно на первое место встал вопрос о смысле жизни вообще. Положившись на волю Божию, мы осознали: раз у нет детей, то наше служение для спасения души – в другом. Сейчас мы вместе организуем приходскую жизнь во вверенных храмах, общаемся с людьми, помогаем им по мере сил и возможностей.

     

    – Матушка отвечает за клирос?

     

    – Да, и за украшение церкви. Одно время преподавала в воскресной школе Богородице-Рождественского храма в селе Полдомасово. Один из ее первых учеников уже стал священником.

    Кстати, нам очень помогла учеба на епархиальных курсах – в 2009 году в «Православном Симбирске» мы увидели объявление о наборе на направление «Регент-псаломщик». Во время обучения мы будто попали в другой мир: чувствовался контраст с коллективом на светской работе. Очень нравилось находиться в окружении верующих единомышленников. Через два месяца после начала курсов мы с женой поехали в Полдомасовский храм. В беседе с настоятелем – иереем Николаем Сусловым – поделились этой новостью, а он сказал нам: «Раз учитесь – идите на клирос и пойте». В первый раз, конечно, было довольно волнительно, но со временем привыкли. Когда закончил курсы, решил поступать в семинарию. В 2012 году владыка Прокл рукоположил меня в диаконы.

     

    – Диаконом вы служили в Полдомасово? Чем запомнилось это время?

     

    – Да. После хиротонии мне было страшно от осознания своего недостоинства, от той благодати, которую Господь посылает в таинстве. Я много читал, учил последовательность богослужения, но первое время, приходя на службу, все забывал напрочь. С опытом, конечно, это прошло.

     

    – Сейчас вы духовно окормляете перинатальный центр «Мама» в Ульяновске. С чего началось ваше сотрудничество?

     

    После рукоположения в священника я начал досконально изучать требник, и однажды мне попалось «Последование молебна жене пред порождением». Я взял благословение у владыки Анастасия посетить Засвияжский роддом. Переговорил с руководством, и мы пришли к соглашению о том, что раз в неделю я буду приезжать служить молебен. После молебна женщины подходили за благословением на роды, кто-то спрашивал совета, кому-то важно было поговорить на волнующие темы. Я старался мягко наставлять их почаще обращаться к Богородице. Когда роддом закрыли, а сотрудников и рожениц перевели в «Маму», я стал приезжать туда. Служил молебны, беседовал о покаянии, причащал мам и детей, крестил новорожденных в реанимации. Сейчас, в связи с ограничительными мерами из-за пандемии, ситуация изменилась. Приезжаю только крестить детей в тяжелом состоянии. Однажды позвонили поздно вечером, нужно было срочно покрестить ребенка с патологией. Родилась двойня: один малыш умер сразу, над вторым успел совершить таинство, но и он скончался.

     

    – Наверняка люди, столкнувшиеся с таким горем, задают очень непростые вопросы…

     

    – Конечно. У одних умирают только что рожденные малыши, у других дети становятся инвалидами. У всех своя боль и свои вопросы к Богу. Здесь мне на помощь приходит чтение духовной литературы, толкований на Священное Писание – когда находишь ответы на свои вопросы, легче и другим показать дорогу, по которой можно идти.

     

    Беседовала Ксения Манякова

    № 19 (555) 13 октября 2021 г.