Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Апостол Фома и эволюция веры

    Апостол Фома и эволюция веры

    Вера, согласно апостолу Павлу, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Феномен веры заключается в том, что внутренняя убежденность человека в чем-либо может переступать границы логики и видимой физическим зрением реальности.

     

    Православные христиане верят в Пресвятую Троицу, в Богочеловека Христа, в Его телесное Воскресение и убеждены: никакой смерти на самом деле нет. Есть лишь момент разлучения нашей личности-души с плотью-телом. Но кто из нас видел воскресшего Спасителя подобно апостолам и женам-мироносицам? Однако все мы вместе и каждый из нас по-отдельности неоднократно был свидетелем этого Воскресения за Божественной литургией, на Святую Пасху, в любой другой христианский праздник, когда Христос вновь и вновь воскресал в нашей душе, поднимая нас с глубин личного падения на недосягаемую высоту духа. И в этот момент мы, живущие спустя 20 веков со времен земной жизни Спасителя, даже не могли и пытаться усомниться в том, что распятый две тысячи лет назад Мужчина из Галилеи перешагнул через смерть и воскрес.

    Логика – не единственный и даже не главный инструмент познания Бога. Его можно отнести к способам естественным: наблюдая за тем, как устроен мир, человек, природа, при правильном анализе можно прийти к выводу, что за созданием нашей вселенной стоит Разумное и Могущественное Существо. Сверхъестественный способ сложнее – человек просто не видит того, что находится за гранью осязаемого мира. Тем не менее, христианин получает в таинстве Крещения Дары Святого Духа, что помогает свободно эту грань переступать. Мы верим в невидимое для глаза, прекрасно это невидимое ощущая. Проблема скептиков и атеистов – в их излишнем доверии лишь тому, что можно «пощупать». Недаром Господь сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Феномен веры выше физических законов. Если мы верим, значит, доверяем Богу, и, таким образом, открываем для Него душу, позволяя действовать в сердце и преображать нас.

    Но Господь не войдет, пока мы не откроем Ему двери своей души. Одним людям для этого достаточно лишь услышать слова Спасителя со страниц Священного Писания, чтобы отвергнуться себя, взять крест и следовать за Ним. А другие упрямо отказываются признавать существование Бога, а если и признают, то не верят Писанию и с ожесточением толкуют его так, как диктует личная логика. О таких упертых скептиках обычно говорят «Фома неверующий», отсылая к Евангельским событиям, когда апостол никак не хотел признать телесного Воскресения Учителя. Фома – это человек-пример, промыслительно выведенный Господом из числа ближайших учеников по Воскресении.

    Спаситель вполне мог явиться ученику отдельно. Или как раз в тот момент, когда он присоединился к собратьям, опередив их рассказ о произошедшем чуде. Но Господь, очевидно, устроил эту ситуацию намеренно. В душе Фомы, слышавшего рассказ других апостолов, все это время шла борьба. Одни аргументы сходились в битве с другими. Наверняка, он задавал себе резонный вопрос: если Христос воскрес, почему Его видели мои братья, а я – нет? То время, что давалось ему от рассказа апостолов до момента явления Спасителя, было необходимо для прохождения им всех стадий, что испытывают веру человека. Ведь когда мы сомневаемся, то подвергаем предмет сомнения тщательному анализу: сопоставляем факты, сравниваем предмет с былым опытом, накладываем явление на свою картину мира… Но каждый верующий ни раз и ни два сталкивался с тем, что часто стройно выстроенная пирамида уверенной логики рушится как карточный домик, когда в событие вмешивается Бог.

    Например, произошла неприятная ситуация. Все «стрелки» очевидно указывают на развитие ее неприятного продолжения. Верующий человек, испытывая муки сомнений и дурных предчувствий, начинает молиться. И вдруг, чудо – ситуация разрешается вопреки всякой логике. Почему? Потому что последнее слово всегда за Богом. И тот уже описанный промежуток времени от сомнения до уверения Фоме нужен был как раз для того, чтобы в щепки разнести кажущуюся вполне рациональной и верной человеческую логику. Апостол говорит: «Не поверю, пока не увижу!» Он категоричен. На нем испытывается модель будущих христиан, к которым еще предстоит пойти с проповедью живым свидетелям жизни Христа. Спаситель же в ответ на его слова появляется, будто отвечая: «Ты не веришь, Фома? Ты уже убедил себя в том, что апостолы тебя разыгрывают? Ты утвердился в том, что воскресение мертвеца совершенно невозможно? И думаешь, что реально лишь то, что ты увидел, а опыт твоей жизни – единственно правильный? Так смотри, вот Он – Я, распятый и воскресший».

    У апостола шок. Так бывает и у нас, когда мы заталкиваем какое-то событие в рамки своего, ограниченного личным опытом, объяснения. Господь часто использует «шоковую терапию», чтобы пробить стену нашей самоуверенной убежденности в силе собственного разума. Мы считаем, что способны все объяснить и понять, совершенно не задумываясь о том, насколько же в действительности можем заблуждаться. Фома был не прав на все сто процентов, при этом пребывая в крепкой уверенности, что его заблуждение – истина. Так происходит и с нами. Господь является в нашу жизнь совершенно неожиданно и внезапно, легким веянием Духа ломая красиво написанную нами картину происходящего. И именно в такие «шоковые» моменты происходит уверение в Боге и потеря уверенности в силе собственного разума перед Его лицом. Тогда мы говорим: «Чудо!» И с этого чуда начинается настоящая вера, когда мы действительно отвергаем свой разум, и начинаем, доверясь всецело, следовать за Господом.

     

    Владимир Басенков

     

    № 19 (555) 13 октября 2021 г.