24 октября Церковь почтила память Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. 14 старцев Введенского монастыря, расположенного в Калужской области, прославили эту обитель на весь мир.
Атмосферу монастыря, ставшего в XIX веке духовным центром России, хорошо описал один из его насельников, игумен Феодосий (Попов): «Обитель цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик-послушник был, как старец. Я видел там в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение! Оптина была школой для российского монашества».
Из сонма святых старцев Оптиной пустыни наиболее известны своими поучениями преподобные Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков), Моисей (Путилов), Антоний (Путилов), Анатолий (Зерцалов) и Никон (Беляев).
Иеросхимонах Лев стал основателем оптинского старчества. Он принес в обитель эту древнюю традицию, возобновленную великим подвижником архимандритом Паисием (Величковским) и распространившуюся в России через его учеников. В поисках возможности истинной молитвы и подвижнической жизни отец Лев сменил не одну обитель. Последним пристанищем подвижника стала Оптина пустынь, где когда-то, еще в юности, святой и начал монашеский путь. Здесь он стал мудрым наставником для монашествующих и паломников, ищущих духовного назидания, а также воспитал преемников – будущих знаменитых оптинских старцев.
Начать знакомство с наследием духоносной плеяды можно с книги, составленной Т. Никитиной – «Советы Оптинских старцев» . В ней, как понятно из названия, собраны советы и поучения преподобных отцов – как правило, это выдержки из писем-наставлений старцев духовным чадам.
Говоря о молитве, преподобный Лев, советует: «Не просите наслаждения благами мира сего, но Царствия Божия, и остальное все, то есть нужное и потребное, приложится вам». Напоминанием о том, что христианину следует всегда и во всем уповать на Небесного Отца, является назидание старца Антония: «Господу Богу все возможно – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. Посему все упование свое возложите на Господа Бога, у которого и для вас, как и для всех, осталось милости много». Внимая советам мудрых угодников Божиих, читатель становится будто заочным духовным чадом старцев, приобретая святых молитвенников и заступников.
Преимущество этой книги – небольшой объем: всего 126 страниц.
Познакомившись со всеми оптинскими старцами, можно продолжить изучение трудов каждого по отдельности. Под обложкой книги «Письма к мирским особам» преподобного Макария Оптинского собраны все личные письма святого.
Текст увлекает с первой страницы, заставляя вдумчиво перечитывать строки вновь и вновь. Чему учат нас письма старца Макария?
Не стоит смотреть на греховную природу других людей, осуждая и превознося себя перед Богом. Нужно обращать внимание на себя «за неисполнение заповеди Божией, повелевающей любить даже и врагов наших». Болезни, – это «посещение Божие», поэтому следует принимать их со смирением. Но не стоит превозноситься тем, что «я с терпением стражду и достоин милости Божией».
О такой добродетели, как смирение, преподобный Макарий говорит практически в каждом письме. «Почитаю должным напомянуть Вам дабы все, что было доброе, творимое Вами, проникнуто было смирением: молитва ли, пост ли, милостыня, прощение ближним и прочее – все это делайте во славу Божию и во смирение». Старца по праву можно считать образцом добродетели: подписывая письмо, он называл себя многогрешным; давая совет, прежде говорил о своей недостойности и просил вразумления у Господа.
Не могу не отметить нежность и заботу, с которой преподобный Макарий заканчивал письма: «Желаю тебе и малютке вашей мира, здравия и благоденствия»; «Деточкам Вашим посылаю мое благословение».
Издание снабжено примечаниями, словарем малопонятных слов и обширными подзаголовками к письмам, которые позволяют выбирать среди тем наиболее интересующую.
Третья книга – «Между страхом и надеждой», составленная Верой Катковой – посвящена преподобному Амвросию Оптинскому.
Святой был великим духовником XIX века. За советом и помощью к нему приходили и высочайшие умы, и простые люди. Федора Михайловича Достоевского встреча со святым Амвросием Оптинским так потрясла, что подвижник стал прообразом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». А Лев Николаевич Толстой после беседы с ним сказал: «Это совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
В книгу «Между страхом и надеждой» вошли житие святого и поучения из его писем к духовным чадам. Темы советов остаются насущными и в наши дни: стяжание добродетелей, супружество и христианское воспитание детей, испытания и искушения, болезни и смерть. Последние страницы издания содержат тропарь, кондак и молитву преподобному Амвросию.
В каждом письме старец прежде всего говорит о том, что никого не осуждает за то или иное действие, зная о греховной природе человека: «Когда вы пишете мне о каких-либо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращения! Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренне исповедуют свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки».
Издание уникально тем, что на его страницах мы можем найти названия книг, которые рекомендует к прочтению преподобный Амвросий. «Чтобы не потерять твердое православие, возьмите в руководство себе и детям книгу “Православное исповедание” Петра Могилы»; «Читайте книгу аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. В посты, и особенно в дни говения, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина, выбирая главы о покаянии». Кстати, еще один совет оптинского старца – «… достать себе книгу преподобного Макария “Письма к мирским особам”. Не сомневаюсь, что в них найдете обильное утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».
Книга имеет сравнительно небольшой объем – чуть больше 200 страниц.
Завершает подборку «Дневник послушника Оптиной пустыни Николая Беляева». Дневниковые записи последнего оптинского старца иеромонаха Никона – драгоценное свидетельство духовного возрастания молодого послушника, будущего исповедника веры в годы гонений на Церковь.
Рекомендую эту книгу тем, кто интересуется монашеской жизнью. Читатель узнает о том, как жил послушник в монастырском скиту в начале XX века, как боролись со страстями мудрые наставники. Эти дневниковые записи ценны и тем, что благодаря им мы имеем возможность близкого общения с преподобным Варсонофием Оптинским – послушник Николай подробно, с любовью записывал все беседы и наставления своего духовного отца. «Так, например, батюшка говорил о монашестве: “Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу, и думает: я теперь стал монах. Нет, одно внешнее не принесет никакой пользы. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения – светить. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так и в монашестве – необходим внутренний огонек”».
В издании имеются примечания с краткими сведениями об упоминаемых лицах, подробное описание исторических событий и фактов. В конце книги помещены комментарии, которые составлены из воспоминаний брата отца Никона – Ивана Беляева.
Завершить обзор части наследия духоносной плеяды Введенского монастыря хочется воспоминанием Николая Васильевича Гоголя о своем первом визите в Оптину пустынь: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все».
Ксения Висарова
№ 19 (555) 13 октября 2021 г.