Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Голгофский подвиг новомучеников

    Голгофский подвиг новомучеников

    6 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

    В этот день мы вспоминаем верующих, которые приняли мученическую кончину за имя Христово или подверглись гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Среди них – архиереи, монахи, священники и миряне, которым вменилась в вину вера в Бога и отказ предать ее.

    Особый день

    В 2000 году Архиерейский собор прославил как известных, так и неизвестных новомучеников и исповедников. Чин канонизации был совершен 20 августа в Храме Христа Спасителя. К этому событию была написана икона «Собора новомучеников и исповедников Российских явленных и не явленных», которую в наши дни можно увидеть в правой части Храма Христа Спасителя. Она выполнена преподавателями и студентами факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под руководством ректора протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета протоиерея Александра Салтыкова.

    Икона состоит из трех частей. В центральной (в среднике) изображен сонм новомучеников; в верхней – композиция по типу деисус, по бокам и снизу – сюжеты (клейма), показывающие подвиги отдельных святых. Рассмотрим их подробнее.

    Средник

    В сердце композиции – большой крест и престол в красном облачении. Крест указывает на мученический подвиг святых, изображенных на иконе. Цвет облачения символизирует вечную пасхальную радость в Царствии Небесном. На престоле мы видим раскрытое Евангелие, на страницах которого слова Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10, 28).

    Иерархи

    Престолу слева и справа в несколько рядов предстоят святители. Ближе всех к нему святые Первоиерархи Русской Церкви эпохи начала гонений – Патриарх Тихон (Беллавин) (слева) и Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) (справа). В сонме святителей можно различить лики митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополитов Петроградских Вениамина (Казанского) и Серафима (Чичагова), архиепископа Верейского Илариона (Троицкого) и других. Но всех пострадавших в годы гонений архиереев невозможно написать на иконе, поэтому их многочисленность показана в виде нимбов, плавно растворяющихся в золоте фона.

    Образ соборности

    Вверху находится название иконы и значительная часть храма, на фоне которого стоят святители.

    Во внешнем виде этой церкви явно прослеживаются характерные черты Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, воссозданного и освященного 19 августа 2000 года – в день прославления святых новомучеников. Храм является образом соборности всех, кто отдал жизнь за Сына Божия в годы гонений, а также образом Горнего Иерусалима.

    Соборная полнота Церкви

    В центре нижней части изображены святые царственные страстотерпцы – семья императора Николая II. Вокруг них – священники, монахи и миряне, пострадавшие в годы преследования христиан безбожной властью. Здесь можно увидеть лики преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой), архимандрита Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители, протоиерея Сергия Мечева – сына праведного Алексия Московского, протоиерея Иоанна Кочурова – клирика Екатерининского собора в Царском Селе. Отец Иоанн стал первым священником, принявшим смерть от рук коммунистов всего через несколько дней после Октябрьской революции.

    На иконе написаны не только конкретные новомученики, но и безымянные миряне. При этом внешний облик каждого имеет индивидуальные черты и особенности. Таким образом, по словам протоиерея Александра Салтыкова, средник «являет соборную полноту Русской Церкви, – в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей».

    Деисус

    Верхняя часть иконы состоит из композиции по типу деисус. Она является образом Церкви, торжествующей на небесах. В центре деисусного чина – фигура Христа, восседающего на престоле. В Его руках – раскрытое Евангелие, на страницах которого слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8, 12). Благодаря наличию деисуса в композиции мы понимаем, что образ Спасителя главенствует в иконе.

    Помимо Пречистой Девы и Иоанна Предтечи в деисусном чине изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел и Андрей. Далее – плеяда русских святых X-XIX веков: равноапостольный князь Владимир, святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Эта деталь показывает неразрывную преемственную связь святых новейшего времени с их предшественниками.

    Клейма

    Снизу и по бокам иконы расположены клейма – иконографические фрагменты, которые изображают подвиги отдельных святых. Для этого, по словам отца Александра, «выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. События переданы в условно-обобщенном, знаковом виде с целью подчеркнуть вечное, непреходящее значение страданий святых мучеников».

    1 клеймо иллюстрирует страдания мучеников в Соловецком монастыре. В ХХ веке обитель превратили в лагерь особого назначения, куда ссылали в первую очередь архиереев, монахов и священников.

    На иконе мы видим два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре изображения – Спасо-Преображенский собор обители, в котором заключены узники (храм использовали как тюрьму). На первом плане – сцена расстрела и кончины безымянных мучеников, в которой отражен массовый характер казней. Справа вверху – церковь Голгофо-Распятского скита, где находилась лагерная больница. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших там свою жизнь, был архиепископ Воронежский Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Выше можно увидеть березу в форме креста, которая выросла рядом с храмом во второй половине ХХ века.

    2 клеймо иллюстрирует страдание и кончину митрополита Крутицкого Петра. Композиция иконы строится по принципу продолженного действия – священномученик Петр изображен дважды. В верхней части мы видим его торжественно восседающим на фоне тюрьмы у берегов Северного Ледовитого океана. Ниже изображена кончина святого: темница, распростертое тело старца, фигура палача.

    3 клеймо иллюстрирует суд над митрополитом Петроградским Вениамином. Святитель с группой духовенства и верующих был осужден по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. На иконе мы видим судью на высокой кафедре, в его руках – свиток. По традиции, текст свитка или книги соответствует тексту речи. В руках судьи – список обвиняемых, а значит, тот выносит приговор. Святитель в ответ благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами – фигуры стражников. За стеной – тюрьма «Кресты», где томились осужденные, а также купол Исаакиевского собора и море, которые показывают, где происходили события.

    4 клеймо иллюстрирует подвиг архиепископа Пермского Андроника (Никольского) и епископа Тобольского Гермогена (Долганева). Святитель Андроник – деятельный миссионер в Японии, трудившийся на ряде кафедр. Святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель и подвижник. Зверские расправы над обоими были произведены почти одновременно. Поэтому изображения святителей закономерно объединены в одном клейме. Первого зарыли живым в землю, второго утопили с камнем на шее.

    Образы святых, по словам отца Александра, «становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме».

    5 клеймо иллюстрирует разорение Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия. На иконе изображен главный вход в монастырь, загороженный солдатом. Рука карателя угрожающе поднята в сторону уходящих монахов. В другую сторону четверо солдат уносят раку с мощами. На колокольне отсутствуют колокола, что указывает на разорение монастыря. Слева от колокольни – Троицкий собор лавры, справа – Успенский.

    6 клеймо иллюстрирует Алапаевскую трагедию. 5 июля 1918 года великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с князьями и преданными слугами сбросили в шахту. На иконе святые жены изображены в светлых одеждах, цвет которых символизирует невинность жертв. В их жестах – смирение и покорность воле Божией.

    7 клеймо иллюстрирует заточение патриарха Тихона (Беллавина) в Донском монастыре. На иконе мы видим, как святитель преподает благословение народу со стены обители. Выбранный для изображения момент из жизни святителя показывает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы.

    8 клеймо иллюстрирует расстрел царской семьи. На иконе изображен подвал, в центре которого стоят царственные страстотерпцы, возвышающиеся над карателями.

    9 клеймо иллюстрирует массовую казнь на Бутовском полигоне. В центре иконы на фоне зеленых горок мы видим праведников, в которых стреляют солдаты. На первом плане – старец-священнослужитель, благословляющий палачей. За ним еще двое священников. Слева – группа ведомых на казнь. У них связаны руки. Во рвах изображены тела почивших новомучеников.

    10 клеймо иллюстрирует расстрел крестного хода в Астрахани. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918–1919-х годов. На иконе слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди – диаконы. В середине – архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода – группа солдат, стреляющих в процессию. Событие происходит на фоне храма, вход в него разделяет противоборствующие силы.

    11 клеймо иллюстрирует кончину митрополита Киевского Владимира. Владыка стал первым новомучеником из числа архиереев. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской лавре, выведен за стены обители и расстрелян. За несколько минут до смерти владыка обратился к Богу и благословил убийц. На иконе мы видим эпизод, как митрополита Владимира под конвоем выводят из обители и сцену, как иноки находят его тело.

    12 клеймо иллюстрирует образ безымянной святой жены с детьми. В годы гонений множество женщин взяли на себя подвиг исповедничества. На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника.

    13 клеймо иллюстрирует арест священника во время богослужения. Известно много случаев, когда мучители врывались в алтарь в момент совершения службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священника. На иконе изображен обобщенный образ такого нападения. Мы видим небольшой однокупольный храм с белыми стенами. На престоле, покрытом красным облачением – священные сосуды. Перед ним – священник в светлых ризах, его руки связаны. Солдаты окружили престол, один из них берет Святую Чашу, другие арестовывают священника.

    14 клеймо иллюстрирует разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима. На иконе изображен вид Саровского монастыря. В одну сторону двое солдат уносят раку с мощами преподобного Серафима, в другую каратель гонит насельников обители.

    15 клеймо иллюстрирует кончину митрополита Казанского Кирилла в Чимкенте. Священномученик Кирилл – виднейший деятель Церкви, высокообразованный богослов. Он был мудрым и любящим архипастырем. На иконе изображено исполнение смертного приговора. Святой Кирилл молится, обращенный ликом к зрителю. Его руки простерты в жесте последнего благословения, преподаваемого всему миру. Облачение святителя бело-красного цвета контрастирует с фигурами палачей болотного цвета, слившимися воедино.

    Более 20-ти лет Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской из года в год пополняется новыми именами, по мере изучения жизни пострадавших за Христа в годы безбожной власти.

    Симбиряне-новомученики,
    прославленные в других епархиях

    Священномученик Макарий (Гневушев)

    Михаил Васильевич Гневушев родился 6 сентября 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда (ныне Инзенского района) Симбирской губернии в семье священника. Окончил Ардатовское духовное училище, Симбирскую семинарию и Киевскую духовную академию. Был одним из самых известных педагогов в Киеве.

    В 1906 после смерти супруги он принял постриг с именем Макарий, месяц спустя его рукоположили в иеромонаха. Вскоре отец Макарий был назначен настоятелем Высоко-Петровского монастыря в Москве и возведен в сан архимандрита. Осенью 1909 года архимандрит Макарий – настоятель Новоспасского монастыря.

    В 1914 году хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В 1917-м направлен на Орловскую кафедру. Владыка почти ежедневно совершал богослужения. Его проповеди отличались глубиной познаний и любовью к верующим. В апреле того же года епископ Макарий отправлен на покой. Около он года служил в Смоленском Спасо-Авраамьевом монастыре, а с 1918 года – в Спасо-Преображенской обители Вязьмы. Летом того же года владыку арестовали.

    17 сентября 1918 года группу из 14 человек, включая епископа Макария, вывезли в Катынский лес под Смоленском. Красноармеец, участвовавший в расстреле, вспоминал: «Как только я понял, что это духовное лицо (речь о епископе Макарии – прим.ред.), у меня сердце так и захолонуло. Страшно стало. Когда заключенных повели к траншее, то этот старик, проходя мимо, остановился, благословил и сказал: “Сын мой, да не смущается сердце твое, – твори волю пославшего тебя”. У меня аж пот выступил, откуда ему было знать мое смущение и колебания? Заключенных выстроили спиной к яме, мы стали по очереди их расстреливать. Это духовное лицо поставили в конце шеренги, он попросил, чтобы ему не завязывали глаза и расстреляли последним. Глаз не сводил с расстреливаемых, сосредоточенно перебирал небольшие четки. Разные люди попадались, кто-то очень боялся и пытался молить о пощаде, и тогда старик подходил и что-то шептал ему, затем благословлял. Мы этому не препятствовали, нам же спокойнее. Наконец настала его очередь. Я подошел к нему, а самому страшно. Он громко, чтобы все слышали, сказал: “Отец мой! Прости им, не ведают, что творят. Прими дух мой с миром”. Раздался приказ стрелять…»

     Преподобномученик Мефодий (Иванов)

    Николай Михайлович Иванов родился 23 февраля 1899 года в Симбирске, в семье священника. Окончив духовное училище
    в Алатыре, поступил в Симбирскую семинарию, но из-за революции не завершил обучение. В 1921 году переехал в Москву, где стал преподавать в одной из высших школ. В 1923 году уволился и поступил послушником в Покровский монастырь, вскоре принял постриг с именем Мефодий.

    В обители он познакомился с епископом Алатырским Гурием (Степановым), викарием Симбирской епархии. Когда обитель закрыли, иеромонах Мефодий перешел служить в храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1929 году его арестовали и отправили в ссылку на три года. Вернувшись из заключения, отец Мефодий поселился в Каширском районе, стал служить в местном храме. 28 июля 1937 года случился новый арест. Никаких доказательств преступной деятельности священника у следователя не было. Тот собирал улики уже когда монах сидел в тюрьме.

    Отец Мефодий расстрелян 9 сентября 1937 года, погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово.

    Священномученик Александр Курмышский

    Родился 23 января 1879 года в Симбирске, в семье священника Михаила Курмышского. После окончания Симбирской духовной семинарии начал преподавательскую деятельность. В 1917 году принял священнический сан.

    В 1930-е годы отец Александр служил в Успенской церкви в селе ТанайковоКнягининского уезда (ныне Перевозского района Нижегородской области). 20 октября 1937 года арестован. Его супруга осталась одна с тремя детьми.

    Отец Александр расстрелян 20 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле на полигоне Горьковского НКВД.

     

    № 2 (562) 26 января 2022 г.