Ольга Шейпак – писатель, главный редактор журнала «Мономах»:
На ближней полке, совсем рядом – на расстоянии вытянутой руки, – у меня лежат молитвослов, Евангелие, книги русских мыслителей и Валентина Распутина. Современные писатели научились накручивать на каждую фразу метафоры – одну за другой. То ли дело Распутин! Незатейлив в речи, скуп, но как точен. Как осторожно, скрупулезно выбираются слова, как бережно выписан весь текст.
Душа моя тянется к богословской литературе, которая читается маленькими глотками. На столе лежит замечательный сборник – «Носители духа». Мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), игумена Никона (Воробьева), схиигумена Иоанна (Алексеева) и других авторов распределены по главам-темам: «Ангелы», «Скорби», «Смерть», «Смирение», «Прелесть» и другие. Я начала читать не по порядку, а с глав, к которым сразу потянулось сердце: «Таинства», «Уединение», «Уныние». Кто еще поможет выбраться из пропасти грехов, как не великие молитвенники…
Поскольку уже больше четверти века я занимаюсь краеведением, моим любимым лакомством в чтении давно стали книги по истории нашего края. Все самое значимое по этой теме я, наверное, уже прочла. И сейчас, гуляя по городу, неосознанно погружаюсь в эпоху конца XIX – начала XX веков и дорисовываю в своем воображении сцены из жизни людей, живших в том или ином доме – я давно породнилась с ними.
Краеведение – неиссякаемый источник. Недавно Владислав Ястребов издал мемуары Ивана Андреева, жившего в Ульяновске в 1920 – 1930-е годы, и подарил мне две книги: «Город моего детства» (воспоминания о жизни в Симбирске–Ульяновске) и «Рядом с облаками» (о зимовках на Памире). Первую проглотила с волнением и жадностью, какие бывают, когда ищешь знакомые лица и события и, натыкаясь на них, связываешь недостающие звенья. Наградой служит восстановленная картина прошлого – остросюжетный детектив!
С огромным удовольствием читаю и «Записки гадкого утенка» Григория Померанца. Это наполненная юмором и глубоким смыслом автобиография философа. Автор был незаурядным оратором. На его лекции стекались тысячи людей. Приведу один эпизод из «Записок». После выступления в Петербурге и оглушительных оваций философ едет на вокзал, многочисленные поклонники с букетами провожают его, и он чувствует, как «за плечами полощутся драконьи крылья». «…кое-как запихиваю их в вагон, – смеется над собой Померанц. – Трясет, трясет поезд (я ездил всегда в самом дешевом), утруска (уменьшение веса – прим. ред.) происходит, крылья сжимаются, съеживаются… За ночь они окончательно вбираются внутрь, и утром архивариусом иду на работу». Вот так бы всем нам смеяться над собственным тщеславием.
№ 6 (566) 23 марта 2022 г.