Третьим Евангелием в списке канона книг Нового Завета является Евангелие от Луки. По сравнению с другими Благовестиями, оно отличается хорошим греческим языком и стремлением к исторической точности в изложении событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Евангелие от Луки и книга Деяний святых апостолов – это две части одного произведения, автором которого церковное предание считает апостола Луку.
Во II веке один из первых отцов Церкви – святитель Ириней Лионский – пишет: «Лука, спутник Павла, изложил в книге Евангелие, которое тот проповедовал». Это самое раннее свидетельство предания об авторстве святого. Другое свидетельство встречается в самом раннем предисловии к Евангелию от Луки, так называемом Антимаркионитском прологе (приблизительно 180 год). В III веке известный греческий философ Ориген Александрийский писал: «И третье Евангелие от Луки, одобренное Павлом, которое написано для христиан из язычников». Епископ Кесарийский Евсевий, церковный историк и богослов, живший в конце III – начале IV века, сообщает: «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом… оставил нам свидетельство в двух богодухновенных книгах: в Евангелии… и в Деяниях Апостолов».
Предание причисляет евангелиста Луку к семидесяти апостолам. Вероятно, тот был прозелитом (так называют новообращенных в веру, – прим. ред.), принявшим иудейство. В апостоле Луке видят одного из путников, шедших в Эммаус, которым явился по Своем Воскресении Господь. Апостол Лука был сподвижником святого апостола Павла (см. Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врачом из просвещенной греческой среды. Об этом пишет сам апостол Павел: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4, 14). Святой Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла. Именно он продолжал делить со святым Павлом все трудности благовестнического подвига (см. 2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. Есть сведения, что он окончил свою жизнь в Беотии (Греция).
В начале своего Евангелия апостол помещает небольшое введение (см. Лк. 1, 1-4). Из этого введения следует, что, во-первых, до него уже составлялись повествования о жизни Господа. Во-вторых, апостол анализирует устные свидетельства очевидцев и письменные источники. В-третьих, евангелист стремится изложить события по возможности полно, точно и в хронологическом порядке. В-четвертых, его труд адресован «достопочтенному Феофилу», чтобы тот узнал «твердое основание того учения, в котором был наставлен».
Кем был Феофил? Существуют разные версии. По символическому толкованию, Феофил (с греческого – «боголюбивый») — это всякий боголюбивый читатель. Феофил мог быть знатным христианином из Антиохии Сирийской, а его дом – местом собраний антиохийской общины. Возможно, адресат был представителем римской администрации, а форма обращения «достопочтенный» являлась официальной.
Почему апостол Лука пишет ему? Вероятно, тот получил неверные представления о христианстве, и евангелист пытается их исправить. А может, он был оглашенным. Существует интересная версия, что Феофил играл важную роль в судебном процессе над апостолом Павлом в Риме, и поэтому святой Лука пишет своего рода двухтомную апологию христианства для его защиты. Но это лишь догадка.
Из текста видно, что труд апостола Луки адресован христианам из язычников. Евангелист подчеркивает доброжелательное отношение Господа к ним и идею о том, что спасение во Христе даровано всем людям.
Местом написания Евангелия от Луки называли Рим, Кесарию Палестинскую, Ахаию и Беотию в Греции, а также Эфес. Точную датировку написания дать трудно. Есть аргументы в пользу 60-х годов I столетия. Другие исследователи считают, что Евангелие от Луки было написано после 70 года.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 9 (569) 11 мая 2022 г.