Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / В чем особенность Евангелия от Луки?

    В чем особенность Евангелия от Луки?

    Несмотря на то, что Евангелие от Луки делится всего на 24 главы (в Евангелии от Матфея, к примеру, 28 глав), по объему текста оно самое длинное из четырех Благовествований.

    Иконографическим символом третьего евангелиста является телец. Это объясняется тем, что апостол Лука говорит о Господе Иисусе Христе преимущественно как о Великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи человечества. В древности именно это животное обычно использовалось при жертвоприношении.

    Святой Лука единственный из четырех евангелистов приводит рассказы о рождении Иоанна Крестителя, о Благовещении Деве Марии и посещении Ею Своей родственницы Елисаветы, об отроке Иисусе в Иерусалимском храме.

    Родословная Спасителя, которую написал евангелист Лука, в отличие от родословной у апостола Матфея, восходит через Адама к Самому Богу. Этот момент призван подчеркнуть, что Христос пришел спасти и иудеев, и язычников – все человечество, родоначальником которого был праотец Адам. Для евангелиста Луки, который писал для христиан из языческой среды, важно было подчеркнуть этот аспект спасения во Христе.

    Святой уделяет много внимания теме молитвы. Он часто описывает, как Спаситель молится в каком-нибудь уединенном месте. Синоптические евангелия в параллельных повествованиях о молитве не упоминают. Речь о следующих эпизодах: Крещение Спасителя, перед избранием двенадцати учеников, перед исповеданием апостола Петра, во время Преображения, после возвращения учеников с проповеди. Святой Лука также сохранил притчи на тему молитвы: о мытаре и фарисее, о неправедном судии и другие.

    Тексты многих известных нам сейчас песнопений, исполняемых за богослужением, взяты из Евангелия от Луки: «Слава в вышних Богу», «Величит душа Моя Господа», «Ныне отпущаеши».

    В Евангелии от Луки важную роль играет Иерусалим. Служение Господа представлено не как хаотичное странствование из города в город, а как целенаправленное восхождение в иудейскую столицу (Иерусалим находится на возвышенности) – к месту Своей Крестной смерти и Воскресения. Обращаясь к ученикам, Спаситель говорит: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Лк. 18, 31). Далее в книге Деяний Иерусалим станет точкой, из которой христианское Благовестие распространится по всему миру. Город, видевший уничижение Сына Божия, первым же начинает прославлять Его победу.

    Именно из Евангелия от Луки мы больше, чем из других Благовестий, узнаем о жизни Пресвятой Богородицы. Как можно отметить, апостол не оставляет в стороне женщин, вовлеченных в евангельские события. Он рассказывает о матери Иоанна Крестителя – Елисавете, о Наинской вдове, о женщине-грешнице (см. Лк. 7, 37), о галилейских ученицах Христа (см. Лк. 8, 1-3), из которых три названы по имени: Мария Магдалина, Иоанна и Сусанна.

    Святой Лука представляет римских властей в положительном свете, особенно ярко это можно увидеть в книге Деяний. В Евангелии же, например, Пилат трижды провозглашал невиновность Иисуса Христа, и на фоне фанатичной ненависти он изображен достаточно трезвомыслящим, хотя и трусливым.

    Внимание к темам роли Святого Духа в Церкви, спасения во Христе всех народов, покаяния приближало евангелиста к богословию апостола Павла, чьим учеником и спутником он и был.

    Апостол Лука считается покровителем историков, иконописцев и врачей.

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 10 (570) 25 мая 2022 г.