Считается, что в Троицкую родительскую субботу можно поминать всех, даже самоубийц. Так ли это?
Отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин:
Нет, не так, это народное поверье. Но можно догадаться, как оно возникло.
В Троицкую родительскую субботу Церковь совершает память «всех от века усопших православных христиан». И особенно она молится об «умерших напрасно», то есть внезапно, неожиданно, «нечаянно» — без покаяния, христианского напутствия, не сподобившихся погребения. В текстах богослужения, в каноне этого дня много говорится о тех, чья жизнь окончилась неожиданным и трагичным образом: убитых, утонувших, сгоревших, съеденных дикими зверями, замерзших и так далее. Приведу несколько примеров: «Я́же покры́ вода́, и брань пожа́т, трус же я́же объя́т, и уби́йцы уби́ша, и огнь я́же попали́ ве́рныя, Ми́лостиве, в ча́сти учини́ пра́ведных» (песнь 1); «Напра́сно восхище́нныя, попаля́емыя от мо́лний, и изме́рзшия мра́зом, и вся́кою ра́ною, упоко́й, Бо́же, егда́ огне́м вся иску́сиши» (песнь 3); «Я́же уби́ меч, и конь совосхи́ти, град, снег и ту́ча умно́женная, я́же удави́ пли́нфа, или́ персть посы́па, Христе́ Спа́се наш, упоко́й» (песнь 4)…
В молитвах этого дня Церковь молится об упокоении душ всех усопших христиан, утешении их сродников и говорит о том, что, каким бы образом, по промыслу Божию, не погиб верующий человек, даже если тело его было тем или иным образом разрушено, — Господь воскресит его в последний день.
Молитвы Церкви в этот день особенно важны и утешительны и для тех, кто потерял своих родных в военных действиях или при разного рода катастрофах, и не имеет возможности их похоронить и посетить могилу.
Однако в обыденном сознании произошел некий перекос: к утверждению, что на Троицкую родительскую нужно сугубо молиться о людях, умерших без покаяния, добавилась мысль, что в этот день можно молиться и за самоубийц. Но это не так.
Церковное поминовение самоубийц запрещено канонами Церкви. Если люди пытаются каким-то образом обойти каноны, это является грехом и может очень плохо отразиться на тех, кто это делает.
Можно понять горе людей, чьи близкие закончили свою жизнь так страшно, и их желание облегчить участь души погибшего. Они и сами нуждаются в утешении и молитве. Поэтому Церковью определено особое молитвенное последование для утешения скорбящих родных — «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» (утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года). Человек, у которого в семье случилось такое несчастье, может прийти в храм, сказать об этом священнику, и он совершит это молитвенное последование. Но этот чин не является поминовением самовольно расставшихся с жизнью. Он может помочь тем, кто понимает, что такое церковная молитва, для кого она дорога.
Бывает, что верующим церковным людям духовник благословляет читать дома определенные молитвы: канон святому мученику Уару, молитву преподобного Льва Оптинского. Но даже эти молитвы не рекомендуется читать людям, духовно неопытным.
Самое лучшее, самое правильное, что могут сделать родственники людей, которые завершили свою жизнь самовольно, — помогать нуждающимся, прося у Бога милости и облегчения участи своего сродника.