Об исповеди
«Как тяжело нагруженный человек не сможет прыгнуть, если не сбросит прежде свою ношу, так и мы должны снять с себя груз своих грехов с помощью исповеди, если хотим духовно преуспеть. Человек, который вовремя не освобождает свой кишечник, отравляет весь свой организм, и из‑за этого возникает множество болезней и даже психических отклонений. Точно так же и тот, кто пренебрегает исповедью, постоянно отравляет свою душу и разрушает тело угрызениями совести, которые все время его терзают. Как хорошие родители любят всех своих детей одинаково, но проявляют особую заботу о больных и калеках, так и наш любящий Небесный Отец относится к Своим немощным чадам, достаточно только нам иметь благое расположение и вверить нашу жизнь Его Промыслу».
«Для того чтобы испытать внутренний покой, нужно вычистить себя от мусора. Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая сердце духовнику и исповедуя ему свои грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным».
«Удалившись от таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что “исповедуются” у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться… А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха».
«Каждый духовник, раз он облачен в епитрахиль, обладает божественной властью. Он совершает таинство, он имеет Божественную Благодать, и когда читает над покаявшимся разрешительную молитву, Бог стирает все грехи, в которых тот поисповедовался с искренним покаянием. То, какую пользу мы получим от таинства Исповеди, зависит от нас самих».
«Если ум помрачен грехами, то человек видит будто сквозь туман. А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман и расчищается горизонт. Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного – и духовно плодоносит».
«Думаешь, я, когда прихожу на исповедь, каюсь в каких-то особенных грехах? Нет, я исповедуюсь: “Согрешил гневом, осуждением…” – и духовник читает надо мной разрешительную молитву. Маленькие грешки, как песчинки, собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень. Человек, совершивший большой грех, постоянно думает о нем, кается и смиряется».
«На исповеди недостаточно только назвать свои грехи, к примеру “Я завидую, гневаюсь” и тому подобное, нужно поисповедовать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеешься над Христом. Если человек не исповедует духовнику истины, не открывает ему своего греха, для того чтобы духовник мог ему помочь, то он сильно повреждается, подобно больному, который наносит здоровью большой вред, скрывая свою болезнь от врача. Тогда как если человек показывает себя духовнику в точности таким, каков он есть на самом деле, то духовник может понять этого человека лучше и помочь ему более результативно».
«Тот, кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим поведением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем ему надо поисповедовать свое падение духовнику, чтобы получить разрешение. Таким образом приходит Благодать Божия».
«Некоторые не идут на исповедь, говоря: “Раз я могу снова впасть в тот же самый грех, чего ради я пойду исповедоваться? Чтобы над батюшкой посмеяться, что ли?”. Это неправильно! Все равно что солдат, получив раны в бою, сказал бы: “Раз война еще не кончилась и меня снова может ранить, зачем я буду перевязывать свою рану?”. Но ведь если не перевязать рану, он потеряет много крови и умрет. Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом непросто».
Газета «Православный Симбирск»