Открывая двери покаяния

    (Продолжение)

    С 4 по 10 марта, в Неделю о блудном сыне, пост в среду и пятницу опять появляется. Постепенно строгость пищевых ограничений усиливается.

    Притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) говорит о возвращении к отцу сына, который хотел жить самостоятельно, но достиг лишь плачевного положения. Блудный сын – символ каждого человека, желающего жить независимо от Бога. В таком стремлении он безумно растрачивает впустую свои дарования (силу, разум, красоту), оказываясь в плену страстей.

    С Недели о блудном сыне на воскресной утрене начинает петься 136-й псалом «На реках Вавилонских…». Псалом изгнания, плача и тоски по Иерусалиму иудеев, уведенных в вавилонский плен, в чужую страну. По мысли блаженного Феодорита Кирского, этот псалом передает воздыхания всякого верующего, претерпевающего искушения от грехов и плачущего при воспоминании о Небесном отечестве.

    В песнопениях этой Недели каждый христианин отождествляется с блудным сыном, осознавшим свое униженное состояние из-за порабощения греху и просящим помощи Небесного Отца в том, чтобы освободиться из этого рабства.

    Кондак этого дня: «От отеческой славы Твоей удалившись безумно, я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: “Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, прими меня, кающегося, и поступи со мной, как с одним из наемников Твоих!”».

    В стихирах на «Господи, воззвах…» мы также слышим эту идею: «О сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил! От какого Царства я отпал, несчастный! Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил. Увы мне, бедная душа! Огню вечному ты впредь повинна. Потому прежде конца воззови Христу Богу: “Как блудного сына прими меня, Боже, и помилуй меня!”».

    В каноне на утрене читаем: «Объятия Твои, Христе, простерши, радушно меня прими, из страны дальней греха и страстей возвращающегося». Или другой пример: «Всякому пороку я поработился, подчинившись жалким образом виновникам страстей [т.е. демонам], и вне самого себя оказался по невниманию; сжалься надо мной, Спаситель, Небесный Отче, прибегающим к великому Твоему милосердию».

    Гимнография богослужения подчеркивает идею Божьего долготерпения и любви к грешнику, идею ожидания его покаяния: «Познаем, братия, таинства силу, ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает, и вновь познание своей славы дарует; и таинственное для горних Сил совершает веселие, закалывая тельца упитанного, дабы мы достойно проводили жизнь с Заклавшим – человеколюбивым Отцом, и славною Жертвою – Спасителем душ наших».

    Песнопения Недели о блудном сыне помогают нам осознать наше печальное духовное положение, нашу привязанность к пороку, который лишает нас благодати Божией. Господь ждет нашего возвращения к Нему, ждет, чтобы обнять и накормить нас духовной пищей. Иногда Он ждет нас всю нашу жизнь. Великий пост – это прекрасная возможность для нас начать движение в Его сторону.

    Иерей Димитрий Трофимов