Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Чем запомнился первый архипастырь?

    Чем запомнился первый архипастырь?

    22 февраля (10 ст. ст) Симбирская епархия отмечает памятную дату – 190 лет со дня основания.

    История любой епархии неразрывна связана с теми, кто ее пишет – правящими архиереями. За почти два столетия десятки архипастырей руководили здесь церковной жизнью. Познакомимся с архиепископом Анатолием (Максимовичем), основателем Симбирской епархии, положившем много трудов и сил для ее становления.

    Ректор и профессор

    Архиепископ Анатолий (в миру Андрей Иванович Максимович) родился приблизительно в 1766 году на землях Переяславского полка в Малороссии (территория современной Украины) в семье священника. Учился в Переяславской семинарии, затем в Санкт-Петербургской, где в 1790 году после завершения обучения был оставлен учителем риторики и греческого языка. В 1792 году был рукоположен во священника. Направили иерея Андрея на служение в Успенскую церковь на Сенной площади.

    23 февраля 1809 года будущий владыка принял монашеский постриг. 25 августа того же года возведен в сан архимандрита. С этого времени – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословских наук, член консистории и цензурного комитета.

    Полтавский, Минский, Симбирский

    31 марта 1812 года архимандрит Анатолий был хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и переведен на Минскую кафедру. Он управлял епархией до февраля 1832 года, а затем был направлен на новую Симбирскую кафедру.

    Вот что писал известный церковный историк и доктор богословия Иларион Чистович о перемещениях архипастырей: «Минского Анатолия Максимовича, вступившего в монашество из вдовых петербургских священников, предположено было оставить на несколько времени до удобнейшего к таковому переводу случая. В декабре того же 1831 года открылась архиерейская вакансия в Тобольске за смертью перемещенного туда преосвященного Павла. Священный Синод предположил перевести на его место Минского преосвященного Анатолия, но государь написал на докладе: “Минского епископа можно бы перевести на новую епархию в Симбирск”, куда Анатолий и переведен 10 февраля 1832 года.

    На место его в Минск переведен был Тамбовский епископ Евгений Бажанов». Интересный факт: в сан архимандрита епископа Евгения возвели в Покровском мужском монастыре города Симбирска.

    История Малороссии умалчивает, принадлежал ли наш первый архипастырь именно к тому роду Максимовичей, что подарил России святителей Иоанна Тобольского, Иоанна Шанхайского и этнографа Михаила Максимовича. Но в истории земли Симбирской архипастырь оставил глубокий след.

    В составе Казанской епархии

    В XVII веке «Симбирская десятина» находилась в ведении Патриаршей области, архиерей имел титул Казанского и Свияжского, а в 1799 году была учреждена Казанская епархия, в состав которой вошла и Симбирская губерния с титулом архиерея «Казанский и Симбирский».

    9 февраля (ст. ст.) 1832 года Священный Синод представил на усмотрение государя Николая Павловича предположения «о настоятельной надобности» открыть новую архиерейскую кафедру в Симбирске. Синод мотивировал свое ходатайство соображениями, основанными на докладе архиепископа Казанского Филарета (Амфитеатрова). Владыка был не из тех архиереев, кто радуется чрезмерной обширности епархии. Для повышения эффективности миссии он уже в первый год своего назначения на Казанскую кафедру (1827) стал добиваться создания отдельной Симбирской епархии. Синод же вместо этого предлагал назначить викарного архиерея.

    Самостоятельная кафедра

    Но вернемся в февраль 1832 года. Вот что говорилось в ходатайстве Синода к Государю: «По сведениям и счислениям оказывается, что в Казанской губернии число ученых священников, в сравнении с неучеными, немного менее половины. Напротив того, в Симбирской ученых менее пятой доли против неученых. Разность сия происходит от того, что духовенство Симбирской губернии из-за отдаленности затрудняется отдавать детей в Казанскую семинарию и что окончившие в ней обучение охотней размещаются в церквях, ближайших местопребыванию епархиального начальства». «Из этого следует, – заключал Синод, – чтобы усилить образование симбирского духовенства, нужно дать ему свою архиерейскую кафедру и свою семинарию».

    Из этого доклада мы также узнаем, что к моменту утверждения самостоятельной кафедры в Симбирской губернии действовало уже 603 храма (больше, чем в Казанской!), но «насчитывалось 34 503 человека, еще совсем неохваченных светом Евангелия».

    Доклад Священного Синода об учреждении Симбирской епархии был утвержден императором на следующий день – 10 февраля 1832 года. Синод постановил: «Открыть новую Симбирскую епархию, а епископу сей епархии именоваться Симбирским и Сызранским… Пребывание Симбирскому епископу иметь в Симбирске, где для помещения его со всем архиерейским штатом и консисториею построить в третьеклассном Покровском монастыре приличный дом на счет казны».

     Архипастырские труды

    Владыка Анатолий прибыл на кафедру в мае 1832 года. Это событие ознаменовалось торжественным архиерейским служением в кафедральном соборе.

    Архиепископ Анатолий был одним из самых маститых и образованных архиереев своего времени, а также прекрасным администратором, что он и доказал в первые же дни своего пребывания на Симбирской кафедре. Трудами владыки в 1832 году открылся Дом попечительства для помощи малоимущим священнослужителям. К 1835-му архипастырь, основательно изучив церковную жизнь в Симбирской губернии, вместе с архимандритами Сызранского Вознесенского монастыря проповедовал Евангелие среди чувашей, татар и мордвы. Однако его ожидало решение главной задачи – создание в Симбирске духовной семинарии.

    Планы

    Вначале владыка Анатолий собирался построить здание семинарии на территории Покровского монастыря, но появилась возможность приобрести усадьбу рядом с оби­телью. 21 января 1833 года в губернском правлении состоялся окончательный торг на деревянный дом и прилежащую землю отставного прапорщика Седова. Деньги на покупку этой усадьбы владыка выдал из личных средств, но потом они были возвращены.

    Местный архитектор Иван Лизогуб составил план и смету на строительство зданий для семинарии. На чертежах были зафиксированы три каменных двухэтажных корпуса на территории Покровского монастыря, а также новая каменная ограда вокруг обители взамен прежней ветхой. Одновременно с этим предполагалось выкупить и снести всю частную застройку по улице Сызранской (ныне 12 Сентября) до улицы Покровской (ныне
    Л. Толстого).

    Городская площадь

    Реализация этого предложения в том же 1832 году привела к появлению рядом с Покровским монастырем новой городской площади, позднее получившей название Николаевской. Теперь ее занимают насаждения так называемого Колючего садика. Эта площадь понадобилась архитектору Лизогубу для того, чтобы на ее восточной стороне эффектно разместить спроектированное им громадное здание духовной семинарии с квартирами для преподавателей и общежитием для семинаристов. Но, как отмечал краевед А.С. Сытин, «суммами, необходимыми для воплощения этих замыслов в жизнь, не располагал даже сам Синод, и дело о постройке в Симбирске новых зданий для главных епархиальных учреждений застопорилось на длительный период».

    «Благоприятный» случай

    В конце 1830-х годов вопрос стоял уже не о постройке, а о поиске подходящего здания для семинарии. Этим воспользовалась вдова местного купца Дарья Михайловна Косолапова. Она представила Симбирской консистории прекрасное заключение о своей ветхой усадьбе на Большой Саратовской улице (ныне Гончарова). Переговоры по продаже вел ее сын Василий, который называл дом четырехэтажным – кроме двух основных этажей у него имелся цокольный этаж (глубокий подвал со сводами) и низенький антресольный полуэтаж под самой крышей. Опираясь на заключение оценщиков, владыка Анатолий известил высшие инстанции, что «представился благоприятный случай к покупке для Симбирской семинарии каменного двухэтажного дома с таковыми же при нем флигелем и разными постройками на дворе. Дом сей совершенно прочен, благоустроен и приспособлен к училищным потребностям…»

    Открытие семинарии

    Приобретение этого здания было ошибкой: оно оказалось настолько ветхим, что требовало капитального ремонта; было сложено из плохого кирпича, в помещениях постоянно стояла сырость. Вместе с тем 9 июня 1840 года Священный Синод повелел проинформировать духовное ведомство через печатные указы об открытии в Симбирске семинарии.

    2 сентября 1840 года учебное заведение было торжественно открыто. Ректором новоучрежденной семинарии стал профессор богословия Казанской семинарии архимандрит Гавриил (Воскресенский). По окончании первого учебного года в здании сделали ремонт, а рядом возвели новые постройки.

    Судьба зданий семинарии

    Уже после смерти владыки Анатолия во время страшного симбирского пожара в августе 1864 года все семинарские постройки были полностью или частично уничтожены огнем. Их восстанавливали заново. Проект архитектора Департамента водных сообщений К. Лазарева в 1869 году воплотил строительный подрядчик, владелец местного чугунно-литейного завода, купец В.И. Андреев.

    В дальнейшем здание перестраивалось. Однако до сегодняшнего дня сохранилась часть чугунных лестниц, а на главном фасаде мы можем увидеть прежний, еще «косолаповский» декор – тот самый, который, судя по сохранившимся документам, существенно не менялся со времени постройки здания в конце XVIII века.

     Визит императора

    В 1836 году Симбирск ожидал визита императора Николая I. Было известно намерение государя перенести губернский центр из Симбирска в Самару, которая в то время входила в состав губернии. Этому было свое объяснение: торгово-промышленная жизнь уже в то время развивалась в Самаре гораздо более интенсивно, чем в Симбирске.

    Императора ожидали с трепетом. 22 августа 1836 года Его Величество, в сопровождении свиты и толп народа, бежавших за экипажем, въехал в 12-м часу дня Симбирск. Первым делом государь прибыл в Троицкий кафедральный собор, где его встретил владыка Анатолий со всем соборным духовенством. Памятным осталось для симбирян приветствие архипастыря: «Промысл Всевышнего назначил нам смиренную участь жить в отдалении от твоего престола! Но сия отдаленность не отдаляет нас от твоего сердца… Мы взираем на тебя, как на росоносныйоблакв земле жаждущей: все оживляется твоим присутствием, все растет и зреет под твоими влияниями!» Эти слова смягчили грозного монарха. Он был любезен и весел, царский визит принес городу великую пользу, и уже ни о каком изменении статуса губернской столицы речи не шло. А горожане отмечали, что архипастырь Симбирский – человек мудрый, мягкий и красноречивый.

    Троицкий собор

    С именем владыки Анатолия связаны и другие важные события в истории Симбирской епархии. Он завершил отделку Троицкого кафедрального собора, заложенного еще в 1824 году как храм-памятник героям Отечественной войны 1812 года. А 15 сентября 1841 года архипастырь освятил его. На долгие годы собор стал одним из главных украшений и символов нашего города. В церковной литературе Симбирский Троицкий собор высокопарно именовали «Памятником чести, славы и чрезвычайных происшествий времени».

    Именно по благословению владыки Анатолия прошло и погребение блаженного старца Андрея (Огородникова) на кладбище Покровского монастыря.

    В Сызранском монастыре

    Архиепископ Анатолий «по глубокой старости и упадку сил, вследствие прошения» был уволен на покой 7 августа 1842 года. Он мудро уехал из Симбирска и поселился в Сызранском Вознесенском мужском монастыре, чтобы не смущать своего преемника, 45-летнего епископа Феодотия (Озерова), не соблазнять паству неуместными сравнениями. Там владыка Анатолий и отошел ко Господу в феврале 1844 года.

     

    Похоронили первого Симбирского архипастыря в монастырской церкви в честь Федоровской иконы Божией Матери. В советские времена обитель была разорена.

     

     

    Обнаружение останков

    В 1990-х годах Вознесенский монастырь возвратили Церкви. Перед началом ремонтных и реставрационных работ было решено проверить качество фундамента монастырской церкви. В начале 2000-х, когда этим начали заниматься, лом рабочего провалился в неизвестный ранее склеп. Рядом обнаружили еще один. Тот, что был ближе к иконостасу, принадлежал, как выяснилось, владыке Анатолию, а другой – архимандриту Герману (Похвалинскому), одному из настоятелей монастыря в 1830-х годах.

    Известно, что архиепископ Анатолий желал быть похороненным на территории Симбирской епархии (Вознесенский монастырь в 2000-х годах уже принадлежал Самарской). По этой причине архиепископ Прокл (Хазов, +2014) обратился с просьбой к архиепископу Самарскому Сергию (Полеткину, с 2012 года – митрополит), дать свое согласие на перезахоронение останков владыки Анатолия в Ульяновске. Было получено разрешение из Патриархии.

    Нетленные одежды

    Вот, что писал протоиерей Алексий Скала (+2012), занимавшийся возвращением останков владыки Анатолия: «По приезде в обитель мы встретились с наместником Вознесенского монастыря игуменом Марком, который проводил меня в Феодоровский храм. В церкви на специально сооруженных подмостках стоял большой дубовый гроб. Он был не покрыт – крышку сломали обрушившиеся кирпичи и ее убрали в сторону. Помолившись, мы подошли ко гробу.

    Первое, что меня поразило, это удивительная сохранность одежд усопшего владыки. Они сохранились практически полностью, даже цвет их мало изменился. Прошедшие после погребения 160 лет почти не коснулись тлением архиерейского облачения. Владыка был погребен в сапогах, в которых, судя по внешнему их виду, он немало проходил при своей жизни. На голове усопшего была митра, поверх рук было положено Святое Евангелие и деревянный, инкрустированный перламутром, крест. В руках владыки были монашеские четки и бумажная разрешительная молитва. Удивительно, что и она почти полностью сохранилась.

    Лицо покойного, по многовековой традиции, было покрыто специальным платом, из-под которого были видны волосы и борода усопшего. Сбоку в гробу лежал стеклянный сосуд. В нем, вероятно, был елей, которым архипастыря соборовали перед блаженной кончиной.

    В изумлении мы несколько минут простояли у гроба владыки, а затем еще раз внимательно осмотрели честные останки приснопамятного архипастыря».

    Возвращение в Симбирск-Ульяновск

    15 сентября 2004 года в Вознесенском храме Сызранской обители была совершена Божественная литургия, а по ее окончании – панихида по приснопамятному владыке Анатолию.

    Вечером того же дня гроб с останками первого Симбирского архиерея был доставлен в Богородице-Неопалимовский храм Ульяновска. Сразу после прибытия была совершена заупокойная лития.

     

    16 сентября архиепископ Прокл возглавил Божественную литургию, после которой была отслужена панихида. По окончании гроб с останками владыки Анатолия был обнесен вокруг Богородице-Неопалимовского храма и крестным ходом доставлен на Старое городское кладбище. Там архиепископ Прокл в сослужении городского духовенства совершил заупокойную литию и погребение архипастыря у алтаря Воскресенского храма.

    Основатель Симбирской епархии вернулся в кафедральный град спустя 160 лет. Туда, где прошло десять лет его жизни, где он неленостно трудился во славу Святой Церкви.

    Ольга Новосад

    На первой полосе использована

    иллюстрация А. Степаненко

    № 3 (563) 9 февраля 2022 г.