Великий пост в жизни Церкви – отдельная глава, непохожая на остальные. В ней – другой настрой, атмосфера и богослужения. Только в великопостные будни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Не побывав на ней, невозможно прочувствовать покаянное время Святой Четыредесятницы.
Об истории этой литургии, ее особенностях и важных моментах читателям «ПС» рассказал настоятель Духосошественского храма Ульяновска, председатель миссионерского отдела Симбирской епархии иерей Владимир Маняков.
История
Христиане первых веков не мыслили своей жизни без принятия Тела Христова и потому причащались ежедневно. Тогда Божественную литургию совершали преимущественно по субботам и воскресеньям, а в оставшиеся дни причащались на дому Телом Христовым, оставшимся после воскресной литургии. Эта практика получила название самопричащения. Она была широко распространена в периоды гонений, а потом использовалась монахами-отшельниками. В некоторых монастырях самопричащение сохранилось вплоть до XX века.
Появление богослужения, на котором причащают людей заранее заготовленными Дарами, – литургии Преждеосвященных Даров – тесно связано с Великим постом. В IV веке на Лаодикийском соборе было утверждено правило о том, что «не подобает в Четыредесятницу приносить Святой Хлеб, разве только в субботу и в день воскресный», то есть запрещается служить полную литургию в будние дни Великого поста (49-е правило). А 51-е правило этого же собора запрещает совершать литургию в память святых в будние дни Четыредесятницы. Это была местная практика Церкви в Малой Азии. Но VI Вселенский Собор утвердил ее уже повсеместно.
Изначально это богослужение совершалось Великим постом с понедельника по пятницу, а также на Страстной седмице в понедельник, вторник, среду и пятницу. В Константинополе литургию Преждеосвященных Даров служили в среду и пятницу Сырной седмицы, а иногда и в постные дни других седмиц года.
Практика частого совершения литургии Преждеосвященных Даров была характерной особенностью Студийского монастыря, которая сохранялась вплоть до XX века. В Киево-Печерской лавре до 1930 года служили эту литургию во все будние дни Великого поста начиная со среды первой седмицы. Впоследствии в Церкви укоренилась традиция Палестинского монашества – совершать литургию Преждеосвященных Даров по средам и пятницам Великого поста, в четверг пятой седмицы, в день памяти 40 Севастийских мучеников, в день празднования первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, а также в Великие Понедельник, Вторник и Среду.
Подготовка
Подготовка к литургии Преждеосвященных Даров начинается на воскресной литургии. На проскомидии заранее готовятся агнцы, которые впоследствии пресуществляются и напояются Кровью Христовой для ближайших литургий Преждеосвященных Даров.
Чин этой литургии совершается на вечерне, и это неслучайно. Под постным днем в Типиконе подразумевается день, когда вкушают пищу один раз в сутки, – в девятый час, что соответствует привычным нам 15-16 часам. Согласно древней христианской традиции, перед вкушением пищи нужно было причаститься «Хлеба, сшедшего с Небес». Поэтому литургия Преждеосвященных Даров встроена в чинопоследование вечерни.
Вечерня начинается, как и Божественная литургия, возгласом священника «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем читается 103-й предначинательный псалом. Во время чтения кафизмы, после мирной ектении, совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник, с каждением и земным поклонением. Далее идет обычное последование вечерни: каждение храма при пении стихир, вечерний вход с пением «Свете тихий» и чтение отрывка из книги Бытия.
Особенности литургии
После этого мы должны обратить внимание на действие, присущее только этому богослужению – благословение светом. Священник выходит из алтаря с зажженной свечой и кадилом. При произнесении слов «Свет Христов просвещает всех» он крестообразно благословляет народ, стоящий в этот момент на коленях. Далее – чтение из книги Притчей. Следующая литургическая особенность – исполнение певчими древнего прокимна «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». В момент пения совершается каждение престола и Даров, верующие преклоняют колени. На великом входе совершается перенесение Святых Даров на престол. Во время песнопения «Ныне Силы небесные» священник кадит в алтаре. Совершив поклон, берет в руки дискос с Телом Христовым, выходит на амвон и через царские врата вносит его обратно в алтарь. В этот момент хор умолкает и все присутствующие в храме опускаются на колени, благоговея перед Святыней. Далее произносится ектения, которая заканчивается пением молитвы «Отче наш».
Со среды четвертой седмицы Великого поста к ектение об оглашенных (людях, которые уверовали во Христа, но еще не приняли Святого Крещения), добавляется ектения о просвещенных (оглашенных, которые готовятся креститься в Великую Субботу).
Погребение Христа
Литургия Преждеосвященных Даров – это богослужение, которое для меня тесно связано с погребением Христовым. Если мы обратимся к «Известию учительному» (особая рубрика в служебнике, где рассказывается о подготовке и совершении Божественной литургии), то увидим, что каждое богослужение имеет аллегорическое значение. «Служитель, приготовляя себя к достойному служению, или желая приобщиться Божественного Тела и Крови, должен с вечера, по чину церковному, совершить (или выслушать) вечерню. На ней же благоговейно да поучается в уме своем, умиленно размышляя, как Господь и Спас наш Иисус Христос, после спасительных Своих страстей, в пятницу вечером, быв распят на кресте ради наших грехов, умер ради нашего спасения, как один из воинов прободил копьем Ему ребра, из них же тотчас вышли кровь и вода, как потом Иосиф с Никодимом, сняв Тело Христово, плащаницей Его обвили и положили в гробе и как Мария Магдалина с Пречистой Матерью Господней с плачем и великим рыданием, в горести сердца видели это», – наставляет «Известие». Жаль, что не все верующие осознают ценность участия в литургии Преждеосвященных Даров и пережить погребение Христа Спасителя, проникнуться особым постовым богослужением.
Практика вечернего служения
В наше время встречается практика служения литургии Преждеосвященных Даров вечером, особенно в больших городах. Из этого возникает вопрос: как же тогда поститься перед Причастием? В 1968 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов, однако воздержание перед Причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость». В 2015 году Архиерейское совещание Русской Православной Церкви подтвердило эту позицию.
Причащение младенцев
На литургии Преждеосвященных Даров есть ограничение по причащению младенцев, а конкретнее – грудничков, ведь им тяжело принять Тело Христово. Обычно малышей причащают Кровью Господней, а на литургии Преждеосвященных Даров это невозможно: Кровь Христова уже соединена с Телом Господним.
Литургия Преждеосвященных Даров – украшение Великого поста.
Постарайтесь хотя бы один раз за пост побывать на этом удивительном богослужении.
В 2022 году литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться 16, 18, 22, 23, 25 и 30 марта, а также 1, 5, 6, 8, 13, 15, 18, 19 и 20 апреля.
№ 5 (565) 11 марта 2022 г.