Главная / Медиа / Мониторинг / Спасо-Вознесенский приход и его святыни

    Спасо-Вознесенский приход и его святыни

    «Господь, даруя нам жизнь, наделяет каждого из нас своей исторической миссией, своим вкладом в мироздание. И у каждого эта миссия разная: у кого глобальная, общеисторическая, у кого-то небольшая, может быть, и не заметная стороннему взгляду. Но каждому из нас отведена своя роль в истории человечества. Определяя эту роль, Бог дает нам и возможность свершить возложенные на нас обязательства».

    Протоиерей Алексий Скала. 2009 год

    Собирательный образ симбирских храмов

    С начала 1990-х годов по благословению владыки Прокла и под руководством настоятеля Всехсвятской церкви о. Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Вознесенский собор, каким он был до перестройки архитектором Розетти. Именно таким предстал поначалу новый собор на проектных чертежах ульяновских архитекторов Александра и Ляйли Варюхиных. «Приступая к строительству храма, нужно правильно понимать задачу, – сказал Александр Иванович Варюхин. – В храме человек из мира дольнего должен переступить в мир горний».

    Архитектор вспоминал: «Весной 1993 года мы с о. Алексием Скалой обсудили идею строительства храма и решили, что прототипом для нового собора станет первоначальный облик Симбирского Спасо-Вознесенского собора. Это не воссоздание и не восстановление, хотя в проекте присутствуют прямые цитаты архитектуры прежнего храма».

    Большую работу для проработки архитектурных форм будущего собора провёл краевед Алексей Сергеевич Сытин. Он собрал все изображения Спасо-Вознесенского храма, который стоял на пересечении улиц Большой Саратовской и Московской (ныне сквер с памятником И.А. Гончарова) до его перестройки в псевдорусском стиле. Однако время вносило свои коррективы, и в итоге, как признался А.И. Варюхин, получился собирательный образ симбирских храмов эпохи нарышкинского барокко.

    Проектирование велось в 1993–94 годах, а уже 9 июня 1994 года, в день праздника Вознесения Господня, состоялось освящение места под собор и установлен закладной камень. В следующем году был вырыт котлован будущего собора и забиты сваи, на этом работы за неимением средство остановились. В 1996 году отец Алексий Скала поставил на территории будущего комплекса храм Всех святых. Но предметом главных ежедневных забот оставался будущий собор.

    Алексий Скала у Покровского некрополя. 1998

    Неутомимый подвижник

    Алексей Владимирович Скала родился в семье офицера в небольшом городке Львовской области на Западной Украине. Несмотря на окружение греко-католиков осознанно принял в 17 лет православное крещение и был прихожанином храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Самбор. Вскоре после окончания срочной службы в армии поступил (1986 год) в Ленинградскую духовную семинарию, при этом совмещал учёбу с приходским служением псаломщиком в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда. 12 февраля 1988 года был рукоположен во диакона епископом Тихвинским Проклом. Уже в следующем году епископ Прокл, которого назначили на Ульяновскую кафедру, пригласил отца Алексия в Ульяновск и назначил секретарём епархиального управления. В 1993 году о. Алексий Скала возглавил создаваемый Спасо-Вознесенский приход и начал строительство Всехсвятского храма, одновременно занимаясь вопросами строительства Вознесенского собора.

    Архитектор Александр Иванович Варюхин вспоминает: «Как-то на юбилей отца Алексия друзья подарили ему футболку с его фотографиями, отображающими самые разные эмоции, и там была надпись: «Ты такой разный, но всегда обаятельный». В этой фразе – весь Скала. Порой он был добрым, порой смешливым, иногда грозным, но обаяние зашкаливало. Он мог зажечь любого человека – такова была его сила веры в Бога и в то дело, которое он начал. Помню, мы приехали по делам в Москву, остановились у телефонной будки, и о. Алексий вдруг говорит: «Давай позвоним Владимиру Молчанову». Тот был телеведущим популярной программы «До и после полуночи». При этом телефона Молчанова мы не знали, но как-то дозвонились. Телеведущий нас принял, записал интервью с отцом Алексием, а потом прислал свою съемочную группу в Ульяновск. Внимание прессы нам очень помогло. Но главным качеством Скалы было огромное трудолюбие. Если сложить все его труды, невозможно поверить, что всё это человек успел сделать за короткий период. Объясняю этот феномен так: отец Алексий жил одной целью – построить кафедральный собор в Ульяновске! И Господь помог ему, потому что священник положил на алтарь свою жизнь. Уже будучи тяжело больным, преодолевая недуг, отец Алексий на Рождество собрался служить праздничную литургию. Я, опасаясь за его состояние, поехал с ним. После праздничной службы он сказал: «Я хочу быть похороненным у алтаря Всехсвятского храма». Когда отец Алексий скончался, матушка стала хлопотать о захоронении тела на кладбище, но владыка Прокл решительно сказал: «Он должен лежать у алтаря Всехсвятской церкви».

    В 1990-е годы отец Алексий Скала был депутатом Ульяновской городской думы, в начале 2000-х – членом Общественной палаты Ульяновской области. Не из гордыни шёл священник на эти должности, а решал практические вопросы, связанные с финансированием строек, призывал общественность к активности в деле сохранения духовного и культурного наследия.

    3 апреля 2012 года протоиерей Алексий Скала отошёл ко Господу. Он награждён орденом Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского 3-й степени, двумя Патриаршими грамотами.

    Могила Алексия Скалы

     

    Знаменательный день Вознесения Господня

    Отец Алексий Скала просил помощи у разных людей, и она приходила не только от православных верующих, но порой и от мусульман и даже от Папы Римского Иоанна Павла II. Спасо-Вознесенский собор, наверное, единственный православный храм, куда вложил средства Папа Римский!

    Наконец удалось объединить неравнодушных людей в команду единомышленников. Прорабом заступил к работе опытный профессионал и большой труженик Александр Алексеевич Волков, поддержку строителям оказал атаман Симбирского казачьего землячества Михаил Юрьевич Постнов.

    22 марта 2009 года, в день памяти сорока мучеников Севастийских, было совершено освящение колоколов, а 8 апреля того же года, в день Благовещения, на высоту более 50 метров строители воздвигли главный из 13 куполов собора. В кресте колокольни на высоте 52 метров помещён мощевик с частицами мощей симбирских святых: блаженного Андрея и преподобноисповедника Гавриила Мелекесского. Во внутреннем убранстве собора низ стен по периметру обложен мраморными плитами, украшенными орнаментом. Тронное место в алтаре покрыто позолотой и обито красным бархатом.

    21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора и божественную литургию в новоосвящённом храме.

    Памятник святому блаженному Андрею на фоне Всехсвятской церкви

    Некрополь Покровского монастыря

    Архитекторы Ляйля и Александр Варюхины много лет сотрудничали с о. Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь – всё это плоды их совместного труда. Одновременно вокруг собора было предусмотрено строительство целого комплекса с административными зданиями, архиерейским домом, мастерскими, гаражами. Священным местом для горожан стал некрополь Покровского монастыря (ул. 12 сентября). В XVIII–XIX веках это было монастырское кладбище, где хоронили священников и знатных дворян. Здесь покоятся мощи графа А.В. Толстого, князя С.Н. Хованского, барона А.П. Румянцева, князей М.П. Баратаева, П.И. Юрлова, представителей рода Трубецких, Тургеневых, Ухтомских, Языковых и других знатных фамилий (см. «Мономах» № 1-2009. –С. 24-25).

    В 1918–1923 годах на территории монастырского сада были захоронены тысячи симбирян, безвременно почивших от голода и тифа. В советское время кладбище практически сравняли с землёй, на его месте появился сквер И.Н. Ульянова с памятником педагогу.

    В начале 1990-х годов о. Алексий Скала с ульяновскими археологами под руководством краеведа-подвижника Алексея Сергеевича Сытина начали раскопки некрополя, которые сопровождались идентификацией останков. В этой работе был использован архив семьи Сытиных и также документы, которые о. Алекисй Скала получал благодаря запросам в госархивы других городов, в частности, Санкт-Петербурга. В результате удалось восстановить десятки погребений и установить имена почивших (см. «Мономах» № 1-2009. –С. 24-25). В 1995 году здесь была установлена часовня в память о всех погребённых на территории Покровского монастыря.

    Убранство Спасо-Вознесенского собора

    Обретение мощей блаженного Андрея

    Самым ценным обретением для верующих ульяновцев стала могила блаженного Андрея Ильича Огородникова. Его дар предвидения и способность исцелять недуги были настолько очевидны, что сам Серафим Саровский посылал страждущих к старцу. 8 сентября 1990 года мощи были подняты из склепа и освидетельствованы, после чего останки захоронили на прежнем месте. К этому времени уже было собрано множество свидетельств о чудесах блаженного Андрея.

    В июне 1998 года совершилось прославление блаженного Андрея в лике местночтимых святых, а 5 октября 2004 года на заседании Архиерейского собора он был причислен к лику общецерковных святых.

    10 декабря (день памяти святого) 2013 года в Ульяновске прошли торжества по случаю 250-летия со дня рождения и 15-летия со дня обретения мощей и канонизации блаженного Андрея, симбирского чудотворца.

    В память об Андрее Блаженном в симбирских храмах прошли праздничные молебны, состоялся большой концерт, организованный Симбрской митрополией и Спасо-Вознесенским приходом. Сводный хор городских храмов исполнил тропарь, кондак и величание святому Андрею. 9 декабря 2015 года мощи святого были перенесены в Спасо-Вознесенский кафедральный собор.

    (Об обретении мощей блаженного Андрея и о торжествах в Ульяновске, связанных с канонизацией святого старца, читайте «Мономах» № 5-2013, с. 5–8).

    ***

    Андреюшка как живой

    Стоит перед храмом Божьим

    Зимой – на снегу – босой…

    А холодно нам, прохожим,

    Захожим и прихожанам,

    Укутанным и одетым…

    Летит небесная манна,

    А для святого – всё лето!

    Всяк звон для него – Пасхальный,

    Им воздух симбирский вышит,

    Венчальный иль поминальный – 

    В нем весть о спасенье дышит…

    Мир черствый, несовершенный…

    Снег выпадет и растает.

    На праведных и блаженных

    Стоит наша Русь святая,

    Стоят города и веси.

    И свет невечерний льется

    На всех нас из поднебесья –

    И сердце Симбирска бьется!

    Елена Кувшинникова,
    Ульяновск