Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Праздник уверения и обновления

    Праздник уверения и обновления

    Первое воскресенье после Пасхи носит название антипасхи. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив».
    То есть антипасха – это праздник напротив Светлого Христова Воскресения.

    В этот день, венчающий Светлую седмицу, мы снова с трепетом и радостью вспоминаем праздников праздник и торжество из торжеств. И будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи и молитвенно проживаем весть о Воскресении Спасителя мира.

    Увидевший и уверовавший

    Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам в восьмой день по Воскресении, и осязания апостолом Фомой ран на Теле Спасителя.

    Святой Фома отсутствовал при первом явлении Христа ученикам. Когда же апостолы рассказали об этом чудесном событии, тот не поверил им, сказав: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (И?. 20, 25). И как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), всеблагий Господь «не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

    Воскресший Христос в восьмой день вновь явился Своим ученикам, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель ответил его же словами, повторив требование, которое высказал сам апостол: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20, 27). После этого у ученика больше не осталось сомнений: тот тут же поверил и исповедал Иисуса Христа Богом: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28) В ответ на это исповедание Спаситель сказал апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!» (Ин. 20, 29).

    С апостолами

    воедино

    По мысли святителя Игнатия, этими словами Господь «совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен». В ответ на исповедание апостола «Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него».

    Весна видимая и невидимая

    Еще Церковь посвящает день антипасхи размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. Об этом говорит святитель Григорий Богослов в своем слове «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах было одним из главных чтений праздника. Как пишет святитель Григорий, подобно сотворению мира, которое началось днем воскресным, так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир, начинается этим же днем. Так, совпадающая по времени с антипасхой весенняя пора, – время обновления природы – приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всего сотворенного Небесным Отцом. Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

    В древней Церкви

    Первое упоминание об антипасхе содержится в «Апостольских постановлениях», написанных приблизительно в 380 году. Древнейшие источники упоминают об этом дне, связывая его, во-первых, с Воскресением Христовым, так как с IV века он служил завершением восьмидневных пасхальных торжеств, а во-вторых, с таинством Крещения. В день антипасхи люди, крещенные в Великую Субботу, снимали белые крещальные одежды.

    Особые моменты

    в богослужении

    В субботу накануне антипасхи, после литургии и крестного хода вокруг храма, раздробляется артос и раздается прихожанам, а вечером перед чтением девятого часа затворяются царские врата, которые всю неделю были открытыми, даже если в храме в это время не было богослужения. При закрытии царских врат поется тропарь антипасхи: «Запечатану гробу, живот от гроба возсиялеси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости».

    Примечательно, что богослужение антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам не причисляется.

    Темы песнопений

    Говоря о богослужении антипасхи, нельзя не упомянуть о важной составляющей любой службы – песнопениях. Темы гимнографических текстов этого дня достаточно разнообразны. Большая часть песнопений посвящена теме человеколюбия и снисхождения Сына Божия: «Яко долготерпелеси, от иудей заушаем, от апостола осязаем, и от отметающихся Тебе многоиспытуем, каковополотилсяеси? какораспялсяеси, Безгрешне?» (стихира на стиховне).

    Множество текстов посвящено теме неверия апостола Фомы: «Неверие веру известную роди… Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязатисподобися… Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бозловерствопреложи на благоверие… О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» (стихиры вечерни).

    Часть текстов напоминает нам о тесной связи антипасхи с событиями дня Воскресения Христова: «Дверем заключенным, учеником собранным, вшелесивнезапу, всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил есиСвятаго Духа: ждати же повелел еси, и никакожеразлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою» (стихира на «Господи воззвах»)

    Еще в песнопениях отражена тема обновления всего сотворенного: «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» (эксапостиларий), «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» (первая песнь канона утрени).

    Последняя тема гимнографических текстов антипасхи, которую хочется упомянуть, это первый и одновременно восьмой день будущего века – символ вечной жизни, полноты и совершенства: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» (седьмая песнь канона утрени).

    Иконография

    Икона «Уверение Фомы», которую вы видите на странице, принадлежит кисти известного иконописца Дионисия. Образ был создан для праздничного чина иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Сейчас он хранится в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга.

    В основе композиции лежит одноименный евангельский сюжет. В центре, на фоне затворенных дверей, изображен Господь Иисус Христос. Его правая рука поднята, но здесь это не является жестом обращения. Сын Божий показывает рану под ребром. С двух сторон от Спасителя компактными и симметричными группами представлены десять учеников, на переднем плане слева – апостол Фома. Он почтительно склонился перед Христом и протягивает правую руку к Учителю, касаясь раны на Его ребрах. Лик Спасителя в свою очередь обращен к склонившемуся ученику.

    Фигура святого Фомы выделена в композиции с помощью ярко-красной накидки – гиматия, контрастирующего со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

    В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10, 9).

    Подготовила

    Анна Фролова

    № 8 (568) 27 апреля 2022 г.