Ветхозаветный евангелист

    Церковь делит пророков на великих и малых — по объему написанных книг и значению пред­сказанных ими событий. Один из четырех великих – пророк Исаия.

    Он жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем.

    Начало служения пророка было ознаменовано следующим видением: он видел Господа, сидящего в величественном небесном храме на престоле, окруженного шестикрылатыми Серафимами. Двумя крылами они закрывали свои лица, двумя – прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!». Пророк в ужасе воскликнул: «О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!». Тогда послан был к Исаие один из Серафимов. Клещами ангел взял уголь от алтаря Господня и прикоснулся им к устам пророка, сказав: «Вот, я прикоснулся к твоим устам, и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит». После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?». Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду».

    Религиозная и общественная жизнь иудейского народа того времени была отмечена различными нарушениями Закона, поэтому Исаия часто выступал строгим обличителем грехов. Он был одним из немногих ветхозаветных пророков, кто беседовал с народом притчами. Исаия сравнивал иудейский народ с виноградником, который, несмотря на все заботы хозяина, не принес добрых плодов и поэтому вскоре должен быть разорен. Важнейшие понятия его проповеди – правосудие и правда. Многие из его пророчеств изложены в стихотворной форме и являются одним из лучших образцов древнееврейской поэзии.

    Исаия оставил после себя книгу пророчеств, в которых он предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Вместе с тем он предсказывает историческую судьбу и других соседних иудеям народов.

    Продолжалось служение пророка около шестидесяти лет. Его часто называют «ветхозаветным евангелистом», поскольку в его пророческих видениях центральное место занимает Мессия. Пророк именует Его Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, с особенной ясностью описывает страдания Спасителя за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его по вселенной. Образ страждущего Мессии нарисован пророком Исаией с изумляющей точностью, яркостью и полнотой, словно писал современник и очевидец: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

    По словам святителя Кирилла Александрийского, «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди».

    Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, то есть «посланный от Бога». На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил жизнь царю Езекии на 15 лет.

    Окончание служения пророка Исаии приходится на время правления нечестивого царя Манассии, который залил Иерусалим и всю Иудею кровью праведников. По преданию, пророк Исаия был перепилен пилой, когда пытался спрятаться от преследователей в дупле дерева. Память пророка Исаии Церковь празднует 22 мая.

    Газета «Православный Симбирск»