Математика прощения

    Вступлением к разбираемой нами сегодня притче служит диалог Спасителя и апостола Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21–22). Это означает, что прощать необходимо многократно. Иллюстрацией к ответу на вопрос апостола служит притча о немилосердном заимодавце, в конце которой Спаситель говорит о необходимости прощать согрешения ближнему, чтобы Отец Небесный простил нас. Христианин призван отражать в своей жизни милосердие и любовь Божии. В молитве «Отче наш» Господь ставит прощение человека Богом в зависимость от того, способен ли сам человек прощать ближнего.

    Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 23-35).

    Притча построена на контрасте между поведением царя, простившего огромный долг, и прощенного им должника, который безжалостно требует уже от своего должника вернуть незначительный долг и даже сажает его в темницу. Прощенный должник выступает в притче как человек немилосердный и неблагодарный по отношению к своему государю. Совсем недавно он молил царя простить ему долг, но теперь он отказывается исполнить такую же мольбу, обращенную к нему. Гигантский долг уже прощен – нет необходимости требовать возвращения малого долга, но он требует. Он ничему не научился от царя. Узнав об этом жестоком поступке, царь берет назад свое великодушное прощение – предает немилосердного заимодавца истязателям, пока тот не вернет весь свой неоплатный долг.

    Ситуация, описанная в притче, отражает положение рабов в Римской империи времен Иисуса Христа. Их судьба находилась полностью в руках господина. Помиловать или наказать, простить долг или нет, определить меру наказания провинившемуся — все это зависело исключительно от воли хозяина. Притча основана на имевших место прецедентах. Практиковалась конфискация имущества, а в исключительных случаях даже продавали в рабство детей должника.

    В фигуре царя из притчи церковные писатели видят образ Отца Небесного.

    Святитель Филарет Московский понимает под неоплатным долгом (десять тысяч талантов) данные Творцом людям бытие, разум и чувства, возможность видеть красоту этого мира, Его непрестанное промышление и заботу о нас. Все это нам даровано! Эти же блага мы часто употребляем во зло, умножая свой долг. Святитель задается вопросами: «Всегда ли верно воздаем мы Богу славу, благодарность, молитву, ближнему любовь, бедствующему сострадание, бедному возможную помощь? Тщательно ли употребляем мы в оборот заимоданные нам таланты, — время всегда ли на занятия полезные, или, по крайней мере, невинные, разум всегда ли для истины, сердце всегда ли на движения к добру, чувства всегда ли на подвиги умеренности воздержания и чистоты? Можем ли похвалиться, что удовлетворяем в этих отношениях своему долгу?».

    Святые обращают внимание на то, что в притче незначительной суммой в «сто динариев» Господь оценивает согрешения, совершенные против нас другими людьми (несправедливости, оскорбления, притеснения). Они малы по сравнению с нашими собственными грехами перед Вседержителем, которые действительно неоплатны. Господь же милостиво прощает нашу лень, невнимание к Нему. Он Сам стал Человеком, чтобы спасти падшего человека, который своими силами уже не мог восстать. К сожалению, в повседневной суете христиане часто забывают об этом примере – будучи помилованы, не милуют. По мысли святителя Иоанна Златоуста, «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Простить от сердца серьезную обиду трудно. Здесь необходима благодать Божия. Поэтому вернейшим средством святые называют молитву за обидчика.

    Святитель Тихон Задонский учил так: «Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил. И хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить. Трудно это, но требуется от христианина, а тем более от монаха. Надо простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит». А авва Исайя говорил: «Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу как о виновниках величайших для тебя благ».

    Под товарищами, сообщившими царю о притеснении бедного раба, может пониматься человеческая совесть, которая будет свидетельствовать против нас перед Богом в день Суда.

    Царь или судья не нарушают евангельской заповеди о прощении согрешившим, когда определяют наказание виновному, если делают это не ради мести, а для его исправления и защиты невинных. Святитель Филарет Московский советует: «Прощай согрешающему от сердца, с любовью: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовью».

    Господь прощает покаявшемуся неисчислимые грехи, а некающегося и упорно остающегося при своих грехах осуждает на вечные муки. Преподобный Иустин (Попович), толкуя фигуры «истязателей», которым был отдан раб-заимодавец, говорит: «Государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга; то есть предал его немилосердым его чувствам и переживаниям». Или, попросту, Бог отошел в сторону, чтобы этот человек остался один на один с тем адом, который он вырастил в своем сердце.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»